Экипаж выполнял рейс ИК-95 по маршруту Иркутск – Усть-Кут. На борту находились 44 пассажира. Заход на посадку в а/п Усть-Кут выполнялся с МК=301° по ОСП, так как радиомаячная система инструментального захода на посадку СП-80М (ГРМ, КРМ) на аэродроме Усть-Кут была исключена из регламента в связи с заменой оборудования. Значения метеоминимумов в условиях захода по ОСП на а/д Усть-Кут составляют: 110/1700 м с FAF (конечной контрольной точкой захода на посадку), 210/3000 м без FAF. Такие же метеоминимумы установлены и РПП авиакомпании.
Пилотирование осуществлял второй пилот. При первом заходе на посадку экипаж выполнил уход на второй круг, со слов КВС, по причине несоответствия критериям стабилизированного захода – непосадочного положения ВС, которое вышло из облачности левее оси ВПП на 100-150 м.
Произведя повторный заход на посадку левым кругом, ВС вышло на предпосадочную прямую. Диспетчер разрешил посадку. Выйдя из облачности на высоте около 60 м, КВС установил устойчивый визуальный контакт с ВПП. Полоса была правее 15…20 м на удалении 500…600 м. КВС начал производить правый доворот с креном до 15°. ВС уклонилось правее ВПП. Экипаж начал выполнять левый доворот с креном до 30° и полным отклонением руля направления влево. Приборная скорость начала интенсивно падать. КВС в 09:48:30 дал команду: «Взлетный, уходим». РУД в 09:48:31 были переведены в положение взлетного режима, руль высоты отклонен на кабрирование практически до упора. Через 3 секунды после перевода РУД во взлетный режим левый крен, уменьшившийся до этого момента до 10°, резко увеличился до 40°.
В 09:48:35 местного времени самолет с приборной скоростью около 130 км/ч левым полукрылом столкнулся с землей на удалении 710 м от входного порога и 17 м от правой обочины ВПП. Отъемная часть левой консоли крыла разрушилась. Самолет приземлился на правую боковую полосу безопасности ВПП 30 под углом к оси ВПП с вертикальной перегрузкой около 2,6g. Носовая стойка шасси была подломлена. Продолжив движение по земле, самолет на удалении 130 м от места первого касания выехал на ИВПП под углом около 20° к ее осевой линии. Далее движение продолжалось по ИВПП с уклонением влево. Через 1000 м самолет кратковременно выехал на левую обочину колесами основной стойки шасси и через 30 м вернулся на искусственное покрытие ВПП. Еще через 50 м ВС остановилось на ИВПП на удалении 90 м до выходного торца ВПП 30 и левее ее осевой линии на 12 м. Пассажиры и члены экипажа не пострадали.
Фактические погодные условия на аэродроме Усть-Кут в 01:48 UTC (магнитный курс посадки 301°): ветер у земли 240° - 04 м/с, порывы 07 м/с, видимость 4400 м, слабый ливневой дождь, дымка, облачность значительная с высотой нижней границы 70 м, сплошная кучево-дождевая с высотой нижней границы 300 м, температура воздуха +09 °С, температура точки росы +08 °С, атмосферное давление QNH 1004 гПа, QFE 696 мм рт. ст./928 гПа, ВПП мокрая местами покрыто водой 51-100% высотой менее 2 мм, коэффициент сцепления 0.55.
|