|
|
|
Катастрофа Ту-124В Литовского УГА в Волоколамском р-не МО |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 16 декабря 1973 г.
Время: 19:13
Страна: СССР
Место происшествия: Московская область, близ дер. Карачарово Волоколамского р-на
Тип ВС: Ту-124В
Регистрация ВС: СССР-45061
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Литовское УГА, Вильнюсский ОАО
Рейс: 2022
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 277 летного отряда произвел взлет в 18:10 мск. На борту находились 45 пассажиров, в том числе один ребенок и один гражданин ФРГ, а также сопровождающий МВД. Следуя на эшелоне 7 800 м, экипаж в 18:44 доложил пролет Витебска, в 18:56 – ОПРС Белый, в 19:03 – траверза Вязьмы. Затем экипаж получил разрешение диспетчера РДП Внуково на снижение до 5 700 м. В 19:06 экипаж доложил о начале снижения и в 19:09:30, за 20 км до пролета ОПРС Климентьево, о занятии эшелона 5 700 м. После этого экипаж получил указание следовать на этой высоте до Климентьево. В 19:10:51 диспетчеры РДП Внуково и ВРДП Вязьма услышали по УКВ связи нажатие самолетного радиопередатчика, неясный разговор внутри экипажа, а затем, в 19:11:08, доклад экипажа: «Вошел в резкое пикирование, не могу вытянуть», звук сирены и неоднократные слова: «Тяни, тяни, еще тяни». В 19:11:47 экипаж передал: «Хорош, с набором пошли, хорош, скорость идет» и доклад второго пилота диспетчерам: «У нас отказал триммер». В 19:12:20 штурман доложил: «Скорость 360». Второй пилот произнес: «Не надо вниз, не надо, от себя, Сергеевич!». В 19:12:37 штурман сообщил: «Ого, 1500». Второй пилот в 19:12:39 произнес: «Не снижайся, Сергеевич». На этом передачи с борта прекратились.
В 19:13:10 самолет столкнулся с землей в поле в 480 м восточнее деревни Карачарово с МК=60° с отрицательным углом тангажа более 80° на приборной скорости около 900 км/ч и полностью разрушился. На месте падения образовалась воронка глубиной 15 м. Разброс обломков составил 140х190 м.
Фактическая погода в момент происшествия: облачность 10 баллов, слоистая, разорвано-слоистая высотой 300 м, верхняя граница облачности 1 500 м, дымка, видимость 2-4 км, тихо, температура воздуха -3°С.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
46 |
46 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-124В |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-45061 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
25.04.1964 |
Заводской номер ВС |
4351406 |
Наработка ВС (часы) |
14903 |
Наработка ВС (циклы) |
13832 |
Силовая установка |
С 8844001 С 854247 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
2022 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Литовское УГА, Вильнюсский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Вильнюс |
Пункт назначения |
Москва (Внуково) |
Начальный пункт маршрута |
Вильнюс |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Внуково) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что разрушения самолета в воздухе не было. Триммер был установлен на -6,5°, шасси и закрылки убраны. Двигатели при столкновении с землей работали. Метеоусловия не могли являться причиной катастрофы. Следов заедания и заклинивания на проводке рулей, элеронов и их триммеров не обнаружено. Установлено, что триммер руля высоты находился в верхнем положении, которое является близким к предельному отклонению триммера вверх (на пикирование) при ручном электрическом управлении. Самопроизвольное отклонение триммера руля высоты в верхнее положение произошло из-за поступления ложного сигнала в цепь электрического управления. Экипаж однозначно определил отказ триммера, сообщил об этом и был ознакомлен со случаями отказов триммеров и методики пилотирования при этом. Однако экипаж не смог воспользоваться механизмом управления триммера. Аварийная ситуация развивалась с 19:09:42 по 19:13:10. В начале этого периода в момент увода триммера возникли характерные колебательные отклонения руля высоты с общей тенденцией на пикирование, сопровождавшихся ростом тянущих усилий на штурвале. Самолет перешел в интенсивное снижение с вертикальной скоростью до 20 м/с и ростом приборной скорости до 680 км/ч. После вывода самолета из снижения произошло повторное, еще более резкое увеличение вертикальной скорости снижения до 80 м/с, скорости по прибору до 880 км/ч при наличии крена до 50-60°. Вывод самолета из снижения сопровождался наличием значительных тянущих усилий на штурвале (до 200-250 кг) и уменьшением крена до 20-30°. Самолет был выведен из снижения на высоте 2 000 м и переведен в набор высоты. Приборная скорость уменьшилась до 370 км/ч, после чего возникло прогрессирующее кренение с переходом в крутую спираль с разгоном скорости до 900 км/ч. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
1) Катастрофа произошла в результате выхода самолета за пределы установленных летных ограничений (Vпр=880 км/ч вместо 700 км/ч) при снижении с эшелона вследствие самопроизвольного переключения триммера руля высоты из-за попадания ложного сигнала в цепь питания электромеханизма управления триммером, что привело к переходу самолета в интенсивное снижение с разгоном.
2) Несмотря на то, что самолет при значительных тянущих усилиях на штурвале был возвращен экипажем на эксплуатационные режимы полета, катастрофа не была предотвращена, так как самолет перешел в прогрессирующее кренение с резким снижением с вертикальной скоростью 150-200 м/с. Экипаж предпринял энергичные меры по выводу самолета из крутой нисходящей спирали, о чем свидетельствуют отклонение элеронов и руля направления на вывод из кренения и отклонение руля высоты на вывод из снижения.
3) В процессе развития аварийной ситуации экипаж проявил мужество, самообладание, действовал грамотно и энергично, докладывал о происходящем на борту в службу движения. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|