|
|
|
Катастрофа Ми-2 Казанского авиапредприятия в Завьяловском районе Удмуртии |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 27 декабря 2021 г.
Время: 15:06
Страна: Россия
Место происшествия: Республика Удмуртия, Завьяловский район, 2 км восточнее н.п. Азино
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: RA-15671
Авиакомпания: Казанское авиапредприятие
|
|
|
|
|
Описание |
В 12:00 местного времени вертолет вылетел из а/п Ижевск на задание по облету трассы магистрального нефтепровода и в 12:33 приступил к облету трубопровода по маршруту р. Лоза – НПС Арлеть – р. Вятка. После завершения задания, в 14:08, пилот выполнил разворот и продолжил полет в сторону а/п Ижевск. Полет проходил на истинной высоте 150...180 м.
В 15:06 вертолет потерпел катастрофу в лесу между н.п. Азино и Кияик Завьяловского района Республики Удмуртия (45 км с Аи=290° от КТА а/п Ижевск). Пилот и служебный пассажир заказчика получили тяжелые ранения и были заблокированы в пилотской кабине вертолета. Бортовой аварийный радиомаяк не включился. Через 5 минут после АП пилот вертолета по мобильному телефону позвонил руководителю полетов а/п Ижевск и сообщил о происшествии. Поиски были осложнены отсутствием точной информации о местонахождении ВС, наступившей темнотой, снежным покровом и низкими температурами воздуха. Место катастрофы обнаружено привлеченными к поисковой операции волонтерами в 2 км восточнее н.п Азино примерно через 9 часов после происшествия. К этому времени пилот скончался. Пассажир был эвакуирован и доставлен в больницу. Он скончался от травм 13 января.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-15671 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
29.08.1986 |
Заводской номер ВС |
549919086 |
Наработка ВС (часы) |
9339 |
Наработка ВС (циклы) |
17647 |
Силовая установка |
481672140 481691114 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Аэровизуальный |
Авиакомпания |
Казанское авиапредприятие |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Ижевск |
Пункт назначения |
Ижевск |
Начальный пункт маршрута |
Ижевск |
Конечный пункт маршрута |
Ижевск |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Специалистами ФАУ Авиарегистр России установлено, что в полете произошел отказ главного редуктора ВР-2, заключавшийся в потере кинематической связи между приводом вала несущего винта и приводом хвостового вала. Это произошло в результате выхода из зацепления ведущей конической шестерни 42.12.058 привода хвостового вала трансмиссии, установленной на ведущем вале-шестерне 42.12.1028, и ведомого вала-шестерни 42.12.1220 с последующим разрушением зубчатых венцов. Причиной выхода из зацепления явилось смещение вниз с установочного места ведущего вала-шестерни 42.12.1028 и двухрядного шарикового подшипника 6-3156211Б, установленного в стакане 42.12.0174, вследствие разрушения опорного бурта стакана. Разрушение опорного бурта стакана произошло в результате его износа наружным кольцом подшипника 6-3156211Б из-за длительной работы редуктора с проворачиванием наружного кольца подшипника в стакане. Наружное кольцо подшипника фиксируется между упорным кольцом 42.12.0317 и опорным буртом стакана. Проворачивание наружного кольца подшипника в стакане явилось следствием его неудовлетворительной фиксации упорным кольцом 42.12.0317 вследствие попадания между упорным кольцом и фланцем стакана 42.12.0174 посторонних частиц при последнем ремонте редуктора. Вследствие этого отказа прекратился подвод крутящего момента к приводу хвостового винта, генератору и гидроагрегату. Подобный отказ главного редуктора ВР-2 произошел впервые за весь период эксплуатации вертолетов Ми-2. После последнего ремонта редуктор ВР-2 наработал 694 часа.
По заключению ГосНИИ ГА, попадание частиц между упорным кольцом и наружной обоймой подшипника не могло произойти при ремонте редуктора на заводе, а произошло в процессе развития отказа редуктора. Приняв во внимание это заключение, комиссия считает, что неудовлетворительная осевая фиксация внешнего кольца подшипника явилась следствием уменьшения толщины опорного бурта стакана в процессе эксплуатации. Требования технической документации по ремонту редуктора допускают свободную посадку подшипника 6-3156211Б в стакане 42.02.0174, не предусматривают инструментальный замер толщины опорного бурта стакана, а также не предусматривают контроль осевой фиксации внешней обоймы подшипника в корпусе стакана после сборки узла.
Отказ главного редуктора произошел практически мгновенно. Вертолет начал разворачиваться влево, возникла тряска, обороты несущего винта стали интенсивно уменьшаться. Полет в этот момент времени проходил над лесом. Наиболее вероятно, КВС принял решение производить вынужденную посадку на лес и выключил оба двигателя. Бортовая сеть постоянного тока перешла на питание от аккумуляторов. Вертолет начал интенсивный разворот вправо с увеличением вертикальной скорости снижения. КВС пытался парировать разворачивающий момент вправо и, наиболее вероятно, перед столкновением с деревьями выполнил «подрыв» общего шага НВ, что позволило уменьшить интенсивность роста вертикальной скорости снижения. При выполнении «подрыва» на оборотах НВ, не достигших рекомендованных РЛЭ значений, произошло их падение до минимальных значений, что, в свою очередь, не позволило погасить вертикальную скорость. Вертолет, практически без поступательной скорости, столкнулся с деревьями на высоте около 30 м и упал на землю.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной авиационного происшествия с вертолетом Ми-2 RA-15671 явился отказ в полете главного редуктора ВР-2, выразившийся в потере кинематической связи между приводом вала несущего винта и приводом хвостового вала трансмиссии, что привело к потере путевого управления и необходимости выполнения вынужденной посадки на лес.
Причиной потери кинематической связи межу приводом вала несущего винта и приводом хвостового вала трансмиссии явилось разрушение опорного бурта стакана 42.12.0174.
Разрушение опорного бурта стакана явилось следствием неудовлетворительной осевой фиксации наружного кольца подшипника 6-3156211Б между упорным кольцом 42.12.0317 и фланцем стакана 42.12.0174.
Авиационному происшествию способствовал недостаток ремонтной документации, выразившийся в отсутствии требования контроля толщины опорного бурта стакана 42.12.0174 при выполнении капитального ремонта редуктора ВР-2.
На тяжесть последствий авиационного происшествия могло повлиять продолжительное проведение ПСО(Р). При этом комиссия по расследованию не выявила нарушений нормативных документов, которые могли способствовать увеличению времени поисковых работ.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Фото: МЧС РФ |
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|