|
|
|
Катастрофа Ми-8Т а/к Витязь-Аэро в Усть-Большерецком районе Камчатского края |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 12 августа 2021 г.
Время: 09:29
Страна: Россия
Место происшествия: Камчатский край, Усть-Большерецкий район, озеро Курильское, район устья реки Озерная
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: RA-24744
Авиакомпания: Витязь-Аэро
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял задание по перевозке группы туристов с гидом с базового вертодрома авиакомпании на п.п. Николаевка в район озера Курильское в Усть-Большерецком районе (южная оконечность полуострова Камчатка) на п.п. кордон «Озерный», откуда вертолет затем должен был вылететь в район кальдеры вулкана Ксудач и на Ходуткинские горячие источники. После этого предусматривался возврат на п.п. Николаевка.
Перед полетом в диспетчерскую службу авиакомпании трижды были переданы сообщения с кордона «Озерный» о наличии густого тумана и видимости 100 м. Для наглядности к сообщениям были приложены фотографии фактического состояния погоды. На момент вылета фактическая погода на п. п. кордон «Озерный» из-за приземного тумана не соответствовала условиям ПВП. По внутренним правилам авиакомпании очередность посадок по заявленному маршруту не устанавливается, а определяется КВС по фактической погоде на посадочных площадках. КВС было дано указание о задержке вылета на п. п. «кордон «Озерный». После совещания с командиром эскадрильи КВС принял решение о вылете на п. п. «Ксудач», где по прогнозу погода соответствовала ПВП.
В 08:40 экипаж произвел взлет с пассажирами на борту. В полете КВС, посмотрев погоду на траверзе Ксудача и полагая, что туман плотный, но не до земли, изменил свое решение и полетел на Курильское озеро. Об этом в 08:58 он сообщил экипажу другого вертолета Ми-8 (RA-22976), вылетевшего на 15 минут позже по тому же маршруту. КВС этого вертолета еще раз уточнил погоду на кордоне «Озерный». Она была без изменений. Он решил идти на Ксудач, о чем информировал КВС Ми-8 RA-24744. Последний ответил, что посмотрит погоду на Курильском озере и, если будет всё закрыто, то он уйдет на Ксудач.
В 09:24 вертолет прибыл в район оз. Курильское. КВС решил снизиться над озером и оценить возможность посадки. Перед снижением он распределил обязанности в экипаже. Второй пилот должен был следить за положением вертолета по GPS, а бортмеханик объявлять высоту и скорость полета.
Снижение вертолета над озером проходило в тумане. Видимость на озере в этот момент была практически нулевая. Бортмеханик докладывал высоту и скорость полета. В 09:28:40 на высоте 45 м сработала звуковая сигнализация опасной высоты радиовысотомера. Никакой реакции КВС не это не было. Он продолжал снижение в тумане. При этом приборная скорость составляла 90 км/ч. Бортмеханик продолжал информировать КВС о высоте и скорости полета: «Высота 30, скорость 90, высота 20, высота 15, высота 10». В 09:29:10 вертолет столкнулся с водной поверхностью примерно в 600 м от берега и в 2300 м юго-восточнее посадочной площадки и затонул на глубине 110 м в перевернутом положении. Второй пилот, бортмеханик и 6 взрослых пассажиров были выброшены или смогли выбраться из тонущего вертолета и через пять минут были спасены инспекторами с кордона, прибывшими к месту происшествия на двух моторных лодках. Двое из них получили тяжелые ранения. КВС и 7 пассажиров погибли.
Посадочная площадка «Кордон «Озерный» расположена на северо-западном берегу озера Курильское в устье реки Озерная.
Фактическая погода на кордоне Озерный в момент АП: штиль, видимость 100 м, туман, температура +8°С.
КВС (60 лет) имел общий налет 8060 часов, налет на данном типе/в качестве КВС: 5767 ч/2440 ч. Метеоминимум КВС днем по ПВП: 200х3000х25 (высота нижней границы облачности/горизонтальная видимость/максимальная скорость ветра). Ранее он уже имел авиационное происшествие по схожим причинам – из-за непринятия своевременного решения о возврате на запасной аэродром (площадку) при попадании в метеоусловия, не соответствующие ПВП, с последующей потерей пространственного положения ВС. КВС, имея негативный опыт продолжения полета в метеоусловиях, не соответствующих ПВП, сознательно повторил данное нарушение, которое предопределило исход аварийного полета. Комиссия считает, что причины принятия подобных решений, во многом, лежат в сфере психологии. По заданию комиссии был проведен анализ результатов психологических обследований КВС, который выявил как минимум два фактора: снижение, вероятно возрастное, логичности и аналитичности мышления до уровня ниже среднего, а также чрезмерную склонность к риску, с пренебрежением и недооценкой опасности на фоне вероятной внутренней напряженности и эмоциональной неустойчивости, часто связанных с личностной дезинтеграцией.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
1 |
Пассажиры |
13 |
7 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-24744 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
05.12.1984 |
Заводской номер ВС |
98417949 |
Наработка ВС (часы) |
16733 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Чартерный пассажирский |
Авиакомпания |
Витязь-Аэро |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Николаевка |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Николаевка |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной АП с вертолетом Ми-8Т RA–24744 явилось непринятие КВС своевременного решения о полете на запасной аэродром в метеоусловиях, не соответствующих ПВП и уровню подготовки экипажа, что привело к неконтролируемому снижению и столкновению ВС с водной поверхностью.
Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
- отсутствие у КВС достаточной подготовки к выполнению маневров по приборам с целью выхода из условий, не соответствующих ПВП;
- невыполнение экипажем положений РЛЭ и технологии работы членов экипажа вертолета Ми-8 при срабатывании звуковой сигнализации «Опасная высота»;
- психологические особенности личности КВС, связанные со снижением, вероятно возрастным, логичности и аналитичности мышления до уровня ниже среднего, а также с чрезмерной склонностью к риску, с пренебрежением и недооценкой опасности, что, в том числе, не позволило ему извлечь требуемые уроки после схожего авиационного происшествия в прошлом;
- недостаточная профилактическая работа в авиакомпании по результатам расследования предыдущих авиационных событий.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|