Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-26Т а/к Абакан Эйр в Тазовском районе ЯНАО
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  25 апреля 2020 г.
Время:  09:54
Страна:  Россия
Место происшествия:  Тюменская область, Ямало-Ненецкий АО, п.п. Ротор-40, Тазовский район
Тип ВС:  Ми-26Т
Регистрация ВС:  RA-06268
Авиакомпания:  Абакан Эйр
 


Описание
    Экипаж выполнял полет по перевозке груза (оборудование в ящиках) весом 13800 кг по заявке заказчика (ООО «РН-Бурение») из а/п Уренгой на п.п Ванкор. На борту находились шесть членов экипажа и два сотрудника наземной службы. Метеоусловия соответствовали выполняемому заданию. Взлет произведен в 09:00 местного времени.
    Примерно через 40 минут полета, в горизонтальном полете на высоте 600 м по приведенному давлению, произошел помпаж левого двигателя. Экипаж перевел левый двигатель на режим малого газа. Попытки экипажа вывести левый двигатель на номинальный режим заканчивались срабатыванием сигнализации о помпаже. В течение двух минут вертолет снизился до высоты 120 м (50 м истинной высоты). Для сохранения горизонтального полета правый двигатель был переведен на взлетный режим. В 09:43 местного времени КВС принял решение следовать на ближайшую п.п. Ротор-40 (Русское газоконденсатное месторождение, 120 км северо-восточнее а/п Уренгой) для вынужденной посадки. Площадка Ротор-40 в этот момент времени находилась на расстоянии 15 км. КВС развернул вертолет на курс 165° и начал производить полет на п.п. Ротор-40. При этом геометрическая высота полета была в диапазоне 45…75 м, а скорость - 130 км/ч. Еще две попытки вывести левый двигатель на номинальный режим опять привели к возникновению помпажа. Двигатель был вновь переведен на малый газ.
    К 09:46 экипаж на взлетном режиме работы правого двигателя набрал геометрическую высоту 110 м и продолжал дальнейший полет на таком режиме его работы.
    Примерно в 09:50 вертолет прибыл в район п.п. Ротор-40. Экипаж произвел проход над площадкой для ее осмотра и приступил к заходу на посадку по схеме двумя левыми разворотами на 180°.
    В 09:52, в процессе выполнения стандартных разворотов при заходе на посадку, началась прогрессирующая вибрация правого двигателя с постепенным уменьшением режима его работы за счет уменьшения КВС общего шага НВ. После выхода в 09:54 на посадочный курс на геометрической высоте 70 м и на удалении от площадки 1 км КВС начал увеличивать общий шаг НВ с 4,5° до 11,6°. При этом частота вращения турбокомпрессора правого двигателя, начавшая увеличиваться, при положении ручки общего шага более 6,5° перестала возрастать и остановилась на значении 96-97%. Частота вращения НВ за это время уменьшилась с 91.6% до 77.2 %, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения с 1.2 м/с до 3.2 м/с. Вертолет снизился ниже глиссады. КВС принял решение производить посадку с недолетом до площадки.
    В 09:54:56 произошло столкновение вертолета с земной поверхностью основными опорами шасси, хвостовой опорой и грузовым трапом с поступательной скоростью менее 50 км/ч и углом тангажа на кабрирование около 15° с недолетом 50-60 м до площадки. Далее произошло столкновение передней опорой шасси. После этого произошел обрыв хвостовой балки с неуправляемым левым вращением вертолета. ВС остановилось с опрокидыванием на правый борт в снегу в 20 м от посадочной площадки и получило значительные повреждения. Один член экипажа получил тяжелое ранение. Остальные члены экипажа и пассажиры получили ушибы.
    Посадочная площадка Ротор-40 предназначена для приема вертолетов массой не более 13 тонн.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 0
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/5a4/waalh88vzfw3xk5cs1nxsmha12hhm5g4/report_ra-06268.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-26Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-06268
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 07.02.1992
Заводской номер ВС 34001212483
Наработка ВС (часы) 5813
Наработка ВС (циклы) 5005
Силовая установка 2251363101035 2251362001003


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Абакан Эйр
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Уренгой
Пункт назначения Ванкор
Начальный пункт маршрута Уренгой
Конечный пункт маршрута Ванкор


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной АП с вертолетом Ми-26Т RA-06268 явилось неправильное решение КВС по порядку производства вынужденной посадки, необходимость которой была обусловлена отказом в полете (помпаж) левого двигателя. Вместо посадки с коротким пробегом, предписываемой РЛЭ, КВС пытался произвести посадку на площадку по-вертолетному, что по мере снижения приборной скорости при недостатке располагаемой мощности работающего двигателя привело к падению оборотов несущего винта, преждевременному приземлению с повышенной вертикальной скоростью и разрушению конструкции ВС.
    Помпаж левого двигателя произошел в результате усталостного разрушения рабочих лопаток второй и третьей ступеней компрессора низкого давления. Усталостное разрушение рабочих лопаток зародилось и развивалось вследствие изменения их частотных характеристик по причине нарушения геометрии лопаток в результате попадания в газовоздушный тракт двигателя постороннего предмета в одном из предшествующих полетов.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото: ГУ МЧС России по ЯНАО
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.