|
|
|
Авария Ми-26Т а/к Абакан Эйр в Тазовском районе ЯНАО |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 25 апреля 2020 г.
Время: 09:54
Страна: Россия
Место происшествия: Тюменская область, Ямало-Ненецкий АО, п.п. Ротор-40, Тазовский район
Тип ВС: Ми-26Т
Регистрация ВС: RA-06268
Авиакомпания: Абакан Эйр
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял полет по перевозке груза (оборудование в ящиках) весом 13800 кг по заявке заказчика (ООО «РН-Бурение») из а/п Уренгой на п.п Ванкор. На борту находились шесть членов экипажа и два сотрудника наземной службы. Метеоусловия соответствовали выполняемому заданию. Взлет произведен в 09:00 местного времени.
Примерно через 40 минут полета, в горизонтальном полете на высоте 600 м по приведенному давлению, произошел помпаж левого двигателя. Экипаж перевел левый двигатель на режим малого газа. Попытки экипажа вывести левый двигатель на номинальный режим заканчивались срабатыванием сигнализации о помпаже. В течение двух минут вертолет снизился до высоты 120 м (50 м истинной высоты). Для сохранения горизонтального полета правый двигатель был переведен на взлетный режим. В 09:43 местного времени КВС принял решение следовать на ближайшую п.п. Ротор-40 (Русское газоконденсатное месторождение, 120 км северо-восточнее а/п Уренгой) для вынужденной посадки. Площадка Ротор-40 в этот момент времени находилась на расстоянии 15 км. КВС развернул вертолет на курс 165° и начал производить полет на п.п. Ротор-40. При этом геометрическая высота полета была в диапазоне 45…75 м, а скорость - 130 км/ч. Еще две попытки вывести левый двигатель на номинальный режим опять привели к возникновению помпажа. Двигатель был вновь переведен на малый газ.
К 09:46 экипаж на взлетном режиме работы правого двигателя набрал геометрическую высоту 110 м и продолжал дальнейший полет на таком режиме его работы.
Примерно в 09:50 вертолет прибыл в район п.п. Ротор-40. Экипаж произвел проход над площадкой для ее осмотра и приступил к заходу на посадку по схеме двумя левыми разворотами на 180°.
В 09:52, в процессе выполнения стандартных разворотов при заходе на посадку, началась прогрессирующая вибрация правого двигателя с постепенным уменьшением режима его работы за счет уменьшения КВС общего шага НВ. После выхода в 09:54 на посадочный курс на геометрической высоте 70 м и на удалении от площадки 1 км КВС начал увеличивать общий шаг НВ с 4,5° до 11,6°. При этом частота вращения турбокомпрессора правого двигателя, начавшая увеличиваться, при положении ручки общего шага более 6,5° перестала возрастать и остановилась на значении 96-97%. Частота вращения НВ за это время уменьшилась с 91.6% до 77.2 %, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения с 1.2 м/с до 3.2 м/с. Вертолет снизился ниже глиссады. КВС принял решение производить посадку с недолетом до площадки.
В 09:54:56 произошло столкновение вертолета с земной поверхностью основными опорами шасси, хвостовой опорой и грузовым трапом с поступательной скоростью менее 50 км/ч и углом тангажа на кабрирование около 15° с недолетом 50-60 м до площадки. Далее произошло столкновение передней опорой шасси. После этого произошел обрыв хвостовой балки с неуправляемым левым вращением вертолета. ВС остановилось с опрокидыванием на правый борт в снегу в 20 м от посадочной площадки и получило значительные повреждения. Один член экипажа получил тяжелое ранение. Остальные члены экипажа и пассажиры получили ушибы.
Посадочная площадка Ротор-40 предназначена для приема вертолетов массой не более 13 тонн.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
0 |
Пассажиры |
2 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-26Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-06268 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
07.02.1992 |
Заводской номер ВС |
34001212483 |
Наработка ВС (часы) |
5813 |
Наработка ВС (циклы) |
5005 |
Силовая установка |
2251363101035 2251362001003 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Абакан Эйр |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Уренгой |
Пункт назначения |
Ванкор |
Начальный пункт маршрута |
Уренгой |
Конечный пункт маршрута |
Ванкор |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной АП с вертолетом Ми-26Т RA-06268 явилось неправильное решение КВС по порядку производства вынужденной посадки, необходимость которой была обусловлена отказом в полете (помпаж) левого двигателя. Вместо посадки с коротким пробегом, предписываемой РЛЭ, КВС пытался произвести посадку на площадку по-вертолетному, что по мере снижения приборной скорости при недостатке располагаемой мощности работающего двигателя привело к падению оборотов несущего винта, преждевременному приземлению с повышенной вертикальной скоростью и разрушению конструкции ВС.
Помпаж левого двигателя произошел в результате усталостного разрушения рабочих лопаток второй и третьей ступеней компрессора низкого давления. Усталостное разрушение рабочих лопаток зародилось и развивалось вследствие изменения их частотных характеристик по причине нарушения геометрии лопаток в результате попадания в газовоздушный тракт двигателя постороннего предмета в одном из предшествующих полетов. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Фото: ГУ МЧС России по ЯНАО |
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|