Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Fokker 100 а/к Bek Air в Алма-Ате (Алматы)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 декабря 2019 г.
Время:  07:21
Страна:  Казахстан
Место происшествия:  район а/п Алматы
Тип ВС:  Fokker 100
Регистрация ВС:   UP-F1007
Авиакомпания:  Bek Air
Рейс:  Z92100
 


Описание
    Экипаж в составе КВС, второго пилота и трех бортпроводников выполнял регулярный пассажирский рейс Z2100 Алматы – Нур-Султан с 93 пассажирами на борту. Самолет к моменту прибытия экипажа на борт находился на месте стоянки в аэропорту Алматы после завершения предыдущего рейса 25 декабря в течение около 30 часов. Погодные условия при этом способствовали возникновению наземного обледенения. КВС и второй пилот провели визуальный осмотр планера и шасси самолета. Льда (по показаниям второго пилота) на передней кромке крыла, предкрылках и закрылках не было. После этого КВС принял решение производить противообледенительную обработку только хвостового оперения: киля с рулем направления и стабилизатора с рулем высоты. Сам он стабилизатор не осматривал, так как это требовало использовать стремянку. В дальнейшем стабилизатор самолета был обработан противообледенительной жидкостью. Плоскости крыла (согласно поданной экипажем заявки) не обрабатывались.
    Прогноз и фактическая погода аэродрома Алматы соответствовали условиям выполнения полета по ППП и не препятствовали принятию решения на вылет. После завершения противообледенительной обработки экипаж запустил двигатели и включил ПОС двигателей. Автоматического включения системы обогрева передней кромки крыла после включения ПОС двигателей не произошло. Аналогичная неисправность проявлялась в большинстве из предыдущих 37 полетов самолета (причиной этого мог стать плохой (переменный) контакт в датчике системы).
    При взлете загрузка и центровка самолета соответствовали установленным нормам.
    Ночью, в 07:20:02 местного времени, экипаж начал взлет с ВПП 05R. Взлет производился от начала ВПП 05R (длина 4400 м) с закрылками, установленными на 0°, со включенной ПОС двигателей и планера. Двигателям был установлен пониженный режим (79-80% N1). Пилотировал КВС.
    В 07:20:41, на скорости 140 узлов (259 км/ч), экипаж начал подъем передней опоры шасси, а в 07:20:46 произвел отрыв самолета от ВПП на скорости 149 узлов (276 км/ч). Сразу после отрыва возник левый крен до 5°. Сработал автомат тряски штурвала. КВС убрал крен отклонением органов управления. Через две секунды самолет вышел на режим сваливания. Развился более существенный крен вправо – до 19°. В результате развития кренящего момента и уменьшения вертикальной перегрузки самолет с высоты около 6 м снизился. При этом он из правого крена перешел в левый крен, развитие которого было остановлено на 15° ударом законцовки левой консоли крыла о землю на удалении 2350 м от торца ВПП. Затем произошло касание ВПП основными опорами шасси.
    Через 9 секунд после отрыва (в 07:20:54) второй пилот на реплику КВС «Что такое?» ответил: "не знаю, что такое, стабилизатор, тормози, нцв» и через секунду перевел рычаги управления двигателями на малый газ (до 36-38% N1).
    В 07:20:57 КВС, реагируя на действия второго пилота, говорит: "не нужно, что ты делаешь". При этом наиболее вероятно, КВС, через 4-5 секунд после уборки РУД в положение «малый газ» переместил рычаги управления во взлетный режим (до 93-95% N1), сопровождая эти действия фразой "поехали, ушли, ушли".
    После касания ВПП самолет до 07:21:05 двигался по ВПП с поднятой передней опорой шасси, без существенного роста скорости, с углами тангажа на кабрирование в диапазоне от 10,7° до 14,2°.
    В 07:21:03 КВС дал команду "убирай шасси". Второй пилот на это нервно выкрикнул, что шасси не убирается и с ним что-то случилось. В дальнейшем происходило многократное касание самолетом ВПП: 6 раз хвостовой частью, 4 раза основными стойками шасси, 1 раз крылом. Выкатыванием самолета на левую полосу безопасности повреждены 38 огней взлетно-посадочной полосы. После этого экипаж вернул самолет на ВПП.
    После повторного отрыва самолета на скорости 138 узлов и на удалении около 500 м до выходного торца, в 07:21:15, на высоте 5 метров началась уборка шасси. Сразу после отрыва снова возникла раскачка по крену от левого 7,4° до правого 9,5°. Угол тангажа вырос до 18…19°. Приборная скорость при этом уменьшалась до 130 узлов (241 км/ч). Самолет перешел в сваливание. Происходило срабатывание автомата тряски штурвала. В дальнейшем (после пребывания в воздухе около 8 секунд) произошло приземление самолета на фюзеляж с убранными шасси и начальным касанием хвостовой частью с последовавшим выкатыванием в 07:21:21 на скорости 143 узла (265 км/ч) за пределы ВПП и движением по заснеженному грунту с разворотом вправо и скольжением на левое полукрыло. Реверс двигателей и тормозную систему колес использовать было невозможно из-за нахождения шасси в полностью убранном положении. На удалении около 815 м от выходного торца ВПП и боковом уклонении вправо от продолженной оси ВПП примерно 80 м самолет под углом 40-50° столкнулся с бетонным забором внешнего ограждения аэропорта. Начав резко разворачиваться вправо, он в 9-10 м от забора на большой скорости левой стороной пилотской кабины ударился о двухэтажный кирпичный нежилой дом примерно в 100 м правее продолжения оси ВПП 05R и примерно в 850 м после от ее выходного торца. Фюзеляж самолета при этом разрушился на две части. Передняя часть фюзеляжа с пилотской кабиной в разрушенном состоянии осталась на месте удара о дом. Остальная часть фюзеляжа с плоскостями крыла продвинулась вперед на 30-40 м и остановилась с другой стороны полуразрушенного дома с разворотом в обратную сторону к первоначальному курсу движения самолета. Пожара не было. КВС и 11 пассажиров погибли. 47 пассажиров получили ранения различной тяжести.
    Фактическая погода а/п Алма-Ата за 07:23 была – ветер неустойчивый 1-2 м/с, видимость 1000 м, видимость на ВПП 05R 2100 м, дымка, нет существенной облачности, температура -11,5°С.
    По данным анализа параметрического и речевого самописцев установлено, что в процессе взлета до момента касания воздушного судна хвостовой частью фюзеляжа и консолями крыла поверхности ВПП, в результате чего получены повреждения конструкции воздушного судна, отказов авиационной техники и нештатной работы систем самолета и двигателя не выявлено.
    По заключению комиссии, наиболее вероятной причиной возникновения сваливания самолета после отрыва является наземное обледенение самолета и необработка противообледенительной жидкостью крыла перед выполнением полета. В истории эксплуатации самолетов Fokker-100 имеется три аналогичных авиационных происшествия. Для обеспечения безопасности полетов самолетов данного типа очень важно соблюдать концепцию «чистого крыла». Самолет Fokker-100 имеет более критический профиль крыла, который обеспечивает лучшие аэродинамические характеристики, однако такие крылья крайне чувствительны к любому нарушению данного профиля, что приводит к быстрой потере подъёмной силы и увеличению лобового сопротивления при «загрязненном крыле». В данном полете асимметричный срыв потока на левом и правом полукрыльях из-за их «загрязнения» имеющимся льдом привел к раскачке ВС по крену и сваливанию при углах атаки 10…10,5°, что меньше критического угла атаки 15° для самолета с «чистым» крылом.
    Предположение о попадании самолета F-100 в спутный след от взлетевшего перед ним с допустимым интервалом (106 секунд) самолета A321neo не подтверждается. Также в момент происшествия на аэродроме не было сдвига ветра.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 1
Пассажиры 93 11
На земле   0
Всего погибших 12


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Fokker 100
Регистрационный номер (id) ВС UP-F1007
Государство регистрации ВС Казахстан
Дата выпуска ВС 08.04.1996
Заводской номер ВС 11496
Наработка ВС (часы) 44632
Наработка ВС (циклы) 52771
Силовая установка 17231 17238


Сведения о рейсе

Номер рейса Z92100
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Bek Air
Государство регистрации авиакомпании Казахстан
Пункт вылета Алма-Ата
Пункт назначения Нур-Султан (Астана)
Начальный пункт маршрута Алма-Ата
Конечный пункт маршрута Нур-Султан (Астана)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с ВС Fokker-100, произошло в результате несимметричной потери несущих свойств крыла на этапе выполнения взлета, что привело к сваливанию самолета непосредственно после отрыва от ВПП и выкатыванию вправо по заснеженному грунту, пробиванию периметрового ограждения аэропорта и столкновению с капитальным двухэтажным частным строением, находившимся от ограждения на расстоянии 9-10 м.
    В результате столкновения ВС из-за перегрузок, ударов, разрушений и сдавливания конструкции самолета 11 пассажиров и 1 член экипажа (КВС) погибли, 47 пассажиров получили различные телесные повреждения.
    Причиной потери несущих свойств крыла, наиболее вероятно, явилось влияние наземного обледенения.
    Способствующие факторы
    1. Экипаж после анализа фактической метеорологической обстановки аэропорта Алматы, возможно не сделал, достаточных выводов для более эффективного осмотра всего самолета и особенно (тактильный метод) передней кромки крыла;
    2. Система управления безопасностью полетов (СУБП) АО «Бек Эйр» содержит, в основном, только общие положения и неадаптированные для реализации конкретные мероприятия, что не позволило своевременно выявить и устранить имеющиеся риски, влияющие на безопасность полетов.
    3. Столкновение воздушного судна с капитальным двухэтажным частным строением, которое повлияло на тяжесть последствий.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.