|
|
|
Авария Ми-8АМТ а/к КрасАвиа в Байките |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 25 декабря 2019 г.
Время: 12:13
Страна: Россия
Место происшествия: а/п Байкит
Тип ВС: Ми-8АМТ
Регистрация ВС: RA-22720
Авиакомпания: КрасАвиа
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял рейс по перевозке служебных пассажиров заказчика (работников нефтедобывающей компании) из а/п Байкит на посадочные площадки ЦПС и К-219.
После получения на контрольное висение и перемещение на ВПП с места стоянки КВС отделил вертолет от земли, развернул его влево в сторону полосы и на высоте 5-7 м переместил вертолет на ВПП. При этом образовался снежный вихрь. После пролета осевой линии ВПП КВС приступил к развороту вертолета на взлетный курс, отклонив правую педаль вперед, плавно увеличивая тангаж на кабрирование и общий шаг НВ. Вертолет пересек левый край ВПП, находясь в правом развороте. Находясь над нерасчищенной частью посадочной площадки в 7 м левее края ВПП, КВС ручкой циклического шага увеличил угол тангажа на пикирование. Не выполнив устойчивого висения, он доложил о его выполнении и готовности к взлету. Находясь в 1 м от снежного бруствера, расположенного в 15 м от левого края ВПП, пилот начал разгон скорости для взлета по-вертолетному, с использованием "воздушной подушки". Вертолет, находясь на высоте 13 м, пересек границу снежного бруствера и продолжил разгон скорости над снежной целиной с рыхлым снегом глубиной 0,5-0,7 м. Возник сильный снежный вихрь, в котором КВС потерял пространственную ориентировку и допустил увеличение угла тангажа на пикирование с переходом ВС на снижение. После срабатывания светосигнального табло «Тангаж» и команды второго пилота «Тангаж смотри» КВС резко взял РЦШ на себя. Менее чем через секунду вертолет с путевой скоростью около 70 км/ч пилотской кабиной столкнулся со снежным бруствером из уплотненного снега. Началось резкое развитие крена. Вертолет практически перевернулся, коснувшись земли втулкой несущего винта. После удара втулкой винта вертолет прекратил движение и остановился в нормальном положении (на стойках шасси), носом к полосе с МК=334°. Вертолет получил значительные повреждения. КВС получил ранения. Один пассажир сломал ногу.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
21 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8АМТ |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-22720 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
27.09.2017 |
Заводской номер ВС |
8AMT00643177660U |
Наработка ВС (часы) |
1335 |
Наработка ВС (циклы) |
2438 |
Силовая установка |
К7887217240 3877882402102 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
КрасАвиа |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Байкит |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Байкит |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Авиационное происшествие с вертолетом Ми-8АМТ RA-22720 произошло из-за потери экипажем пространственной ориентировки в процессе разгона скорости на взлете при попадании в условия сильного снежного вихря, что привело к несоразмерному отклонению РЦШ в направлении «от себя», увеличению угла тангажа на пикирование, переходу вертолета на снижение и столкновению с земной поверхностью.
Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовали следующие факторы*:
несоответствие маркировки участков сопряжения РД и ВПП Плану дневной маркировки искусственных покрытий аэропорта «Байкит»;
спешка, вызванная стремлением КВС завершить выполнение полетного задания до наступления темного времени суток;
необоснованный выбор экипажем вида взлета (по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки);
перемещение вертолета с места стоянки методом подлета на ВПП (при отсутствии в РПП авиакомпании анализа рисков и путей их снижения при выполнении полетов со стоянки № 5 п. п. Байкит) в условиях умеренного снежного вихря, значительно затрудняющего определение местоположения вертолета относительно визуальных ориентиров, что, в свою очередь, привело к выходу вертолета за рабочую поверхность ВПП и выполнению взлета над участком со слабозакрепленным снежным покровом глубиной более 0.5 м в условиях сильного снежного вихря;
недостаточное взаимодействие членов экипажа и невыполнение положений РЛЭ и инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа по переходу на полет по приборам при попадании в условия сильного снежного вихря.
Содержание п. п. Байкит в зимний период (в том числе недостаточная степень очистки летной полосы и наличие снежного бруствера на расстоянии около 15 м от боковой границы ВПП, за которым находился слабозакрепленный снежный покров) не соответствовало положениям имевшихся документов. В то же время, обстоятельства аварийного полета (выполнение взлета на расстоянии около 26 м от боковой границы ВПП), не дают Комиссии по расследованию возможности однозначно оценить влияние данного фактора на исход полета. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|