В 07:15 экипаж самолета Г-2 Л-2524 33-го отдельного авиаотряда ГВФ вылетел из а/п Архангельск по маршруту Архангельск – Мезень – Нарьян-Мар с летной погодой за 6 часов и летным прогнозом погоды. На борту находился груз (консервы в жестяных банках) весом около 2500 кг.
В начале полета пилот летел на высоте 150-200 м, но через 20-30 минут погода стала ухудшаться: облачность понизилась до 250 м, видимость стала 2-3 км. Пилот решил пробить облачность и идти над облаками. Пробивая облачность и дойдя до высоты 500-550 м, пилот заметил, что самолет стал обледеневать, а просвета еще не было видно. Тогда он сбавил обороты мотора и пошел на снижение. В облаках самолет находился около 20 минут. Снизившись до высоты 200 м, он вышел из облачности. Вследствие неточного выдерживания курса (врали компаса) в облаках и сноса, самолет при этом оказался на 30-40 км левее маршрута, над местностью, не имеющей характерных ориентиров. В силу этого пилот не смог определить правильного местонахождения самолета. Радиосвязи с землей не было, так как радиостанции аэропортов отправления и назначения не работали из-за технических неполадок. Только от самолета Г-2 Л-2526, идущего впереди, пилот получил радиограмму, что в районе Карьеполья погода улучшается. Пилот, зная, что слева находится берег Мезенской губы, повернул влево, чтобы выйти на берег губы, восстановить точную ориентировку и продолжить полет на Мезень. Погода в этом районе ухудшилась: проходящие снегопады с видимостью до 1000 м и менее. Выйдя на Мезенскую губу, пилот определил, что пролетел вдоль реки Кулой и взял курс с расчетом выйти на Мезень.
Выйдя на Мезень, не имея радиосвязи с землей и в плохих метеоусловиях (проходящие снегопады с видимостью до 800 м), пилот развернул самолет в направлении а/п Мезень. Пройдя по его границе, он развернулся вправо, встал на курс на Нарьян-Мар, послав в это время второго пилота узнать, работает ли рация, а сам стал производить над лесом разворот влево. В это время второй пилот вернулся от бортрадиста и стал докладывать об отсутствии связи с землей. Ввиду работы моторов, которая заглушала разговор второго пилота, пилот наклонился к нему, чтобы лучше слышать, отвлекся разговором от управления самолетом и не заметил, как кончился лес. Вылетев на болото размером 4-5 км, занесенное снегом, пилот «потерял горизонт», так как в это время был снегопад. Думая, что самолет вошел в облачность, пилот отдал штурвал от себя, чтобы выйти из облаков (снизиться до видимости леса). Находившийся на малой высоте самолет с работающими моторами и левым креном ударился тележкой шасси и левым крылом о землю и потерпел аварию. Экипаж невредим. Самолет разбит на 100%.
|