|
|
|
Авария Ил-14 ШВЛП ГВФ в а/п Ульяновск |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 18 марта 1964 г.
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Ульяновск (Баратаевка)
Тип ВС: Ил-14
Регистрация ВС: СССР-41894
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: ШВЛП ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж самолета Ил-14 №41894 в составе командира корабля-инструктора, командира корабля-слушателя, штурмана-инструктора, бортмеханика-инструктора, проверяющего – старшего бортмеханика-инструктора и бортрадиста-инструктора выполнял учебный полет по маршруту Ульяновск – Внуково – Быково – Ульяновск.
В 00:04 экипаж вылетел из а/п Быково. При подлете к а/д Ульяновск экипаж получил разрешение диспетчера КДП на снижение и метеоусловия на аэродроме: ясно, умеренная дымка, видимость 1500 м, давление 765,1 мм рт.ст., ветер 300° 2 м/с, влажность 92%. После перехода на связь с диспетчером СКП последний передал на борт экипажу такие же метеоусловия.
Экипаж визуально выполнил четвертый разворот с МКпос=24° и в дальнейшем продолжал заход на посадку по системе СП-50. Заход на посадку корректировался диспетчером ПРЛ. Пилотировал инструктор, а слушатель (женщина) пилотировала самолет по параметрам, заданным инструктором. После пролета ДПРМ экипаж запросил разрешение на посадку. Получив ответ диспетчера СКП: «Увидите ВПП, скажите», пилот-инструктор ответил «Понял», а о видимости ВПП и разрешение на посадку так и не запросил.
После пролета БПРМ самолет внезапно вошел в туман, но экипаж продолжал дальнейшее снижение самолета с убранными закрылками и выключенными фарами. Инструктор, вопреки здравому смыслу и требованиям §267 НПП ГА-58, безрассудно продолжил снижение самолета при погоде ниже установленного для него и аэродрома минимума погоды, вне видимости огней ВПП. После включения фар создался «экран», вследствие чего экипаж потерял пространственную ориентировку и самолет с левым креном, на повышенной скорости, в 19 м левее ВПП, с перелетом посадочного «Т» на 50 м, под углом 11° к оси ВПП, грубо приземлился на колеса левой стойки шасси. В результате удара колеса левой стойки шасси разрушились. После этого самолет, пробежав 650 м по грунтовой ВПП, расположенной левее и параллельно бетонной ВПП, столкнулся с валом снега и потерпел аварию. Экипаж и находившиеся на борту 5 человек слушателей ШВЛП (4 в пассажирской кабине и слушатель-пилот) невредимы.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
10 |
0 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-14 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-41894 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1956 |
Заводской номер ВС |
146000802 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б27251802 Б27352560 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
ШВЛП ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (Быково) |
Пункт назначения |
Ульяновск (Баратаевка) |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Быково) |
Конечный пункт маршрута |
Ульяновск (Баратаевка) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено:
Фактическая погода на а/д Ульяновск в момент посадки с МК=24° была: туман с горизонтальной видимостью 150-200 м. Руководитель полетов, получив уточнение прогноза, где предполагался переход дымки в туман, не потребовал от синоптика организации учащенных стартовых наблюдений с СКП, как того требует приказ ГУ ГВФ и ГУ ГМС №14/67-62 г. Кроме того руководитель полетов, находясь на СКП, фактическую метеообстановку не знал и пассивно руководил заходом самолета Ил-14 на посадку. Не имея подтверждения от экипажа о видимости огней ВПП и не видя самолета, он, вместо того, чтобы запретить снижение экипажа при погоде ниже установленного минимума (60х1000 м) и дать команду об уходе на второй круг, безучастно наблюдал за грубым нарушением правил полетов со стороны экипажа.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причинами аварии являются:
- грубое нарушение требований §267 НПП ГА-58 командиром корабля-инструктором, выразившееся в самовольной посадке самолета в тумане;
- плохое руководство заходом самолета на посадку руководителем полетов и диспетчером СКП, которые грубо нарушили требования §140 НПП ГА-58, выразившиеся в приеме самолета ниже установленного минимума погоды;
- неудовлетворительная организация метеообслуживания АМСГ Ульяновска в части наблюдения за фактической погодой при полетах в сложных метеоусловиях.
Данная авария свидетельствует о низкой требовательности к экипажам и работникам службы движения школы со стороны командования Ульяновской ШВЛП ГВФ и 2-го авиаотряда.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Командир корабля-слушатель погибла в катастрофе самолета Ил-18 №75507 в районе Сочи 01.10.1972, будучи вторым пилотом в составе его экипажа. |
Источники информации |
|
|
|
|
|
|