Пилот выполнял АХР по обработке ядохимикатами полей агрофирмы «Мирагро». После очередного полета на обработку участков пилот производил заход на посадку на оперативную площадку на краю сельскохозяйственного поля для дозаправки топливом и химической жидкостью. По показаниям очевидцев, посадка отличалась от ранее выполненных 15 посадок подходом с большой поступательной и вертикальной скоростями. Пилот создал большой угол тангажа, допустив просадку вертолета, что привело к касанию земли хвостовым винтом. В результате произошло разрушение узла крепления хвостового редуктора и выход из зацепления шлицов концевого вала трансмиссии. Отсутствие компенсации крутящего момента несущего винта привело к левому вращению и опрокидыванию вертолета на правый борт. Непристегнутый ремнями пилот был выброшен из кабины через открытую правую дверь и задавлен вертолетом. Пожара не было. Катастрофа произошла в 4 км северо-восточнее ст. Чамлыкская (44°44'35'' CШ, 040°55'52'' ВД) в 08:05 местного времени на сельскохозяйственном поле, засеянном соей.
При расследовании установлено, что в последнем полете правая дверь пилотской кабины была пилотом не закрыта (петли двери имеют характерные повреждения, а замок двери повреждений не имеет). Наиболее вероятно, в процессе правого разворота на посадочный курс (после 16-го полета) произошло открытие правой двери, пилот, опасаясь за вещи и/или документы, которые могли находиться на правом кресле или на полу и могли выпасть в открытую дверь, отстегнулся от привязных ремней и попытался не дать им выпасть. Таким образом, в процессе захода на посадку, вероятно, произошло отвлечение внимания пилота, сначала на открытую правую дверь, потом на расстегивание привязного ремня и на попытку не дать выпасть вещам. При этом пилот мог непроизвольно воздействовать на рукоятку управления циклическим шагом винта от себя (на пикирование), что привело к разгону скорости.
Отвлечение внимания от пилотирования вертолетом привело к тому, что подход к месту посадки выполнялся с большими поступательной и вертикальной скоростями. Наиболее вероятно, пилот для исправления ошибки при заходе на посадку и недопущения перелета несоразмерно взял рукоятку управления циклическим шагом винта и ручку управления общим шагом на себя, что привело к резкому торможению вертолета с одновременным увеличение угла тангажа на кабрирование более 20°. При повышенных поступательных и вертикальных скоростях пилот не принял решения об уходе на второй круг, а необоснованно продолжал выполнение посадки.
Создав большой угол тангажа, пилот допустил опасное опускание хвостовой балки. При этом потребная мощность двигателя для поддержания постоянных оборотов НВ стала больше располагаемой, что привело к падению оборотов НВ и просадке вертолета. В результате просадки произошел удар лопастями РВ о землю.
Расследованием установлено, что сертификат летной годности вертолету Ми-2 RA-14107 не выдавался. Последняя запись в формуляре о наработке датирована мартом 1996 г. (снэ -2610 ч, ппр – 1117 ч). Срок действия пилотского свидетельства КВС (возраст - 67 лет) закончился в январе 2016 г.
|