|
|
|
Авария Як-40 Казахского УГА в а/п Павлодар |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 09 сентября 1990 г.
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Павлодар
Тип ВС: Як-40
Регистрация ВС: CCCP-87914
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское УГА, Павлодарский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
При подходе к а/п Павлодар экипаж получил указание диспетчера круга об изменении курса со 140° на 115° с целью создания необходимого продольного интервала с другим заходившим на посадку самолетом. Обнаружив визуально этот самолет, заходивший на посадку с прямой, КВС преждевременно приступил к развороту для выхода на предпосадочную прямую с последующим выполнением S-образного маневра с креном 30° для обеспечения продольного интервала. Аэродром Павлодар имел две параллельно расположенные ВПП, грунтовую и искусственную. После пролета ДПРМ КВС запросил разрешения на посадку на ГВПП, но получил ответ «Посадка дополнительно». Перед пролетом БПРМ самолет находился в посадочном положении относительно ИВПП из за пределами зоны допустимых боковых отклонений относительно ГВПП. Наблюдая на ИВПП приземлившийся самолет, экипаж вновь запросил разрешение произвести посадку на ГВПП и одновременно выполнил на нее доворот, не получив разрешения диспетчера. После освобождения ИВПП диспетчер разрешил посадку на эту полосу. В этот момент Як-40 находился на удалении 300 м от торца ИВПП и в 51 м левее ее оси на высоте 50 м. Отклонения параметров его полета превышали предельно допустимые для посадки на ИВПП. Однако вместо ухода на второй круг КВС с креном 18° выполнил доворот на ИВПП, в процессе которого самолет пересек торец ИВПП с уклонением вправо от ее оси. Экипаж произвел довыпуск закрылков на угол 35° на высоте 15 м при наличии крена. Приземление произошло на правую половину ИВПП на расстоянии 7-10 м от ее края с незначительным левым креном и под углом 19° влево относительно ее оси на скорости 205 км/ч при вертикальной скорости снижения 2,5 м/с с опережением на переднюю опору шасси. После первого касание произошло отделение самолета. КВС парировал отклонением руля высоты вниз до 22°. Повторное касание произошло через 30 м. Через 2 сек после второго касания в момент пересечения осевой линии ВПП КВС с целью предотвращения выкатывания влево резко переложил руль в крайнее правое положение, что привело к энергичному развороту самолета вправо с последующим сходом с ВПП вправо и неуправляемому движению в направлении перрона. Во избежание лобового столкновения КВС применил раздельное торможение колес с отворотом влево, что оказалось неэффективным. На скорости 105 км/ч самолет левой плоскостью столкнулся с самолетом Як-40 СССР-87451, который от удара разрушился на две части. Оба самолета восстановлению не подлежали. Пассажиры и члены экипажа не пострадали.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
0 |
Пассажиры |
18 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
посадка или пробег |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-40 |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-87914 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1977 |
Заводской номер ВС |
9730355 |
Наработка ВС (часы) |
17930 |
Наработка ВС (циклы) |
12388 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское УГА, Павлодарский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Павлодар |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: Причиной АП БЧЖ явилось столкновение самолетов Як-40 №87914, совершившего посадку, и №87451, находившегося на стоянке, из-за бокового выкатывания за пределы ВПП самолета №87914 вследствие сочетания следующих факторов, связанных с отклонениями в действиях экипажа и органов УВД при выполнении визуального захода и посадки:
- принятия экипажем решения о посадке на грунтовую ВПП при заходе на ИВПП без соответствующей подготовки и в нарушение Инструкции по производству полетов на а/д Павлодар, что привело к необходимости устранения чрезмерных боковых уклонений самолета в условиях дефицита времени;
- неоднократного игнорирования экипажем необходимости ухода на второй круг при неготовности к посадке, в том числе и при отсутствии разрешения диспетчера о посадке на установленных рубежах, что не позволило предотвратить посадку самолета со значительными отклонениями как по продольному, так и по боковому каналам;
- недостатков УВД на а/д Павлодар, связанных с несвоевременной и неправильной выдачей разрешения на посадку при нахождении самолета на удалении менее 1000 м от торца ВПП;
- ошибок экипажа при пилотировании самолета на посадке и пробеге, связанных с неправильными действиями по предотвращению «козления» и бокового выкатывания самолета, не применения реверса на пробеге.
Авиационному происшествию способствовало отсутствие в МГА СССР нормативных документов, регламентирующих правила, методику и технологию выполнения визуального захода на посадку.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|