|
|
|
Катастрофа Ан-2ТП а/к Тюменьавиатранс в Урае |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 15 июля 1991 г.
Время: 07:51
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, ХМАО, район а/п Урай
Тип ВС: Ан-2ТП
Регистрация ВС: СССР-01494
Авиакомпания: Тюменьавиатранс
Рейс: 461
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж фирмы «Урайавиа» авиакомпании «Тюменьавиатранс» выполнял рейс №461 Урай - Советский. На борту находилось 11 пассажиров, 63 кг багажа и 1 кг почты. Полетный вес (4997 кг) и центровка (28,8% САХ) не превышали установленные ограничения.
Взлет производился в 05:50 мск (07:50 местного времени) с МК=351°. После взлета на высоте 10 м очевидцы отметили резкое изменение работы двигателя, сопровождавшееся периодическими выхлопами черного дыма. При этом самолет просаживался. Экипажу удалось кратковременно восстановить работу двигателя и набрать высоту 30-40 м (появление черного дыма объясняется переобогащением смеси при резких движениях сектора газа командиром ВС с целью восстановить работу двигателя). Экипаж доложил диспетчеру: «494, срочно, вынужденная, тряска двигателя». Это сообщение доказывает, что экипаж воспринял неустойчивую работу двигателя как тряску, которую и пытался устранить изменением работы двигателя. В связи с падением мощности двигателя и невозможности горизонтального полета КВС принял решение о вынужденной посадке на подобранную площадку. Площадка представляла собой ровную болотистую местность, поросшую редколесьем с высотой деревьев до 8 м, находящуюся правее линии взлета. Для захода на подобранную площадку КВС развернул самолет вправо на 90°. Решение о выборе этой площадке было правильным, так как впереди по курсу начинался лес, а слева по курсу была городская застройка. Перед посадкой двигатель был выключен, закрылки довыпушены на 40°. Перед приземлением экипаж создал самолету посадочное положение. Посадка произошла на скорости около 60 км/ч, с углом наклона глиссады около 4° и вертикальной скоростью снижения около 1 м/с, на три точки. При этом шасси самолета провалились в мягкий болотистый грунт. В результате резкого торможения (пробег 8 м 20 см) КВС и второй пилот получили травмы головы. Получивший открытую черепно-мозговую травму второй пилот выбрался из кабины, но оказать помощь КВС не мог (по его словам, КВС был мертв). По заключению судебно-медицинской экспертизы, КВС погиб в огне при начавшемся в районе двигателя пожаре. Все пассажиры покинули самолет. 1 пассажир получил тяжелые травмы, 7 - легкие ранения, 3 пассажира не пострадали. Из-за труднодоступности местности пожарные машины проехать к самолету не смогли. Средства пожаротушения (огнетушители) были доставлены вручную. Тушение пожара ими, а также водой, набранной из выкопанных ям на болоте, было неэффективным и продолжалось 4 часа 23 минуты. Самолет полностью сгорел с 1 по 18 шпангоуты. Посадка произошла на удалении 900 м от линии взлета, в 2050 м от КТА.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
1 |
Пассажиры |
11 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
отказ техники, недостатки в конструкции |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2ТП |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-01494 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
22.10.1988 |
Заводской номер ВС |
1G232-28 |
Наработка ВС (часы) |
1701 |
Наработка ВС (циклы) |
1818 |
Силовая установка |
К 1646761 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
461 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Тюменьавиатранс |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Урай |
Пункт назначения |
Советский |
Начальный пункт маршрута |
Урай |
Конечный пункт маршрута |
Советский |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
По заключению ГосНИИ ГА, отказ двигателя явился следствием усталостного разрушения тяги толкателя клапана выпуска цилиндра №4 из-за развития трещины усталости в ее трубе, зародившейся от коррозионных язв на ее внутренней поверхности по механизму коррозионной усталости. Причиной возникновения коррозионных язв и протекания процессов коррозии заключается в наличии на внутренней поверхности трубы разрушенной тяги вдавленных в нее посторонних металлических частиц производственного происхождения, что обусловило возможность проникновения коррозионно-активных сред к незащищенным от коррозии участкам тяги под частицами, в том числе при отслаивании последних в процессе работы.
Комиссия отмечает что на взлете экипаж услышал посторонний шум в районе двигателя и появилась неустойчивая работа двигателя, принятая экипажем за тряску. При этом сохранение работоспособности разрушенной тяги создало у экипажа впечатление о восстановлении работы двигателя, что не позволило им принять своевременное решение о вынужденной посадке перед собой на оставшейся длине ВПП (250 м) и КПБ. Дальнейшее падение мощности двигателя, связанное с изменением фаз газораспределения из-за несрабатывания клапана впуска, сделало невозможным горизонтальный полет.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы явилась совокупность факторов:
- производственные недостатки завода-изготовителя (в ПНР) тяг толкателей клапанов, связанные с некачественным выполнением технологического процесса, что привело к усталостному разрушению тяги и отказу двигателя;
- вынужденная посадка на мягкую болотистую местность, обусловившая создание непреодолимой силы инерции при резком торможении самолета, что послужило причиной получения травм головы экипажем при ударе о предметы в пилотской кабине;
- проектно-конструкторские недостатки в обеспечении фиксации тела пилота в пилотском кресле Ан-2 из-за недостаточного учета реальных условий эксплуатации.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|