Самолет Ан-28 авиакомпании Enimex выполнял полеты по договору лизинга с авиакомпанией ELK Airways. Экипаж произвел взлет в Таллине в 18:05 местного времени. На борту находилось 13 взрослых пассажиров, один ребенок и 52 кг багажа. Полет проходил на эшелоне 1800 м. В полете была некоторая турбулентность и обледенение. Противообледенительная система была включена. В 18:19 пилот перешел на связь с командной вышкой а/п Кярдла. Диспетчер передал ему фактическую погоду в аэропорту: ветер 20° 12 м/с, видимость 8000 м, снег, сплошная облачность высотой 360 м, разорванная облачность высотой 180 м, температура 0°С, точка росы 0°С, давление 1001 гПа (750 мм рт.ст.), состояние полосы нормальное, рабочая ВПП 32. Второй пилот подтвердил получение информации. При посадке был боковой ветер под углом 59° к курсу посадки. РЛЭ Ан-28 допускает захода на посадку при ветре под углом 60° скоростью не более 11 м/с.
В 18:20 второй пилот сообщил готовность к снижению. Диспетчер разрешил снижение до высоты 1400 футов (420 м), эшелон перехода 5000 футов (1500 м), давление 1001 гПа. Второй пилот подтвердил.
В 18:22 по запросу диспетчера экипаж назвал удаление 41,5 км. Самолет подходил курсом 240° к приводному радиомаяку OZ.
В 16:27 второй пилот сообщил, что самолет снизился до разрешенной высоты 420 м. Диспетчер сообщил удаление 11 км. Через полминуты он спросил пилота, есть ли визуальный контакт с ВПП. Пилот в 16:28 ответил, что визуального контакта нет. Вскоре диспетчер сообщил удаление 7 км и попросил оценить свою высоту и удаление (самолет был высоко при малом удалении). До этого момента радиосвязь экипажа с диспетчером велась на английском языке. Последующая радиосвязь велась на русском языке. Чтобы быстрее снизиться, второй пилот уменьшил режим работы двигателей до малого газа (55-56°). Через 22 секунды после этого скорость полета уменьшилась до 190 км/ч, вертикальная скорость снижения увеличилась.
За 1 минуту 29 секунд до столкновения с землей КВС дал указание выпустить закрылки на 15° и одновременно стал доворачивать самолет вправо. Скорость полета снизилась до 180 км/ч. Угол тангажа увеличился до +5°. Закрылки по команде КВС были довыпущены на 25°.
За 1 минуту 20 секунд до столкновения с землей самолет с правым креном 20° снижался с вертикальной скоростью около 6 м/с, скорость полета снизилась до 170 км/ч и продолжала снижаться примерно на 1 км/ч в секунду. После выхода самолета на курс 300° экипаж произвел левый доворот на курс 290°. Скорость полета уменьшилась до 142 км/ч, а после попадания в два последовательных нисходящих сдвига ветра – до 135 км/ч на высоте 300 м.
В 18:29 диспетчер спросил, продолжает ли экипаж снижение или проходит приводной радиомаяк. Экипаж ответил, что продолжает снижение. Через 10 секунд экипаж передал, что видит ВПП и производит заход на посадку.
На последней минуте полета режим работы двигателей оставался на малом газу (55-56°). Скорость полета изменялась в диапазоне 135-160 км/ч, вертикальная скорость снижения оставалась 6 м/с. За 38 секунд до конца полета второй пилот доложил «150 метров». КВС ответил: «Хорошо, удаление у нас есть». Второй пилот через 6 секунд назвал удаление «2 км».
В заключительной фазе полета самолет снизился до высоты 125 м, имея правый крен 10°. Скорость полета была 160 км/ч, вертикальная скорость снижения 6 м/с.
За 35-30 секунд до конца полета самолет внезапно попал в турбулентность. КВС произнес: «Смотри, как швырнуло!». Этот порыв привел к резкому изменению положения самолета и скорости в течение 5 секунд: крен с 8° вправо стал 12° влево, несмотря на отклонение КВС элеронов на вывод, курс полета изменился с 320° до 325° за первую секунду и до 290° за последующие 4 секунды, угол атаки трижды изменялся с -5° до +1°, скорость полета изменялась 160-125-140-130 км/ч и затем снизилась до 125 км/ч.
За 21 секунду до конца полета КВС спросил второго пилота о высоте. Второй пилот ответил, что высота мала (по радиовысотомеру высота была 50 м), и одновременно увеличил режим работы двигателей, но не до максимального, а до 85°. Более того, через 5 секунд он убрал режим до 80°.
За 16 секунд до конца полета радиовысотомер показывал высоту 30 м. Второй пилот воскликнул: «Наверх!». КВС энергично взял штурвал на себя, создав угол тангажа 12°. Самолет вошел в правый разворот (за 5 секунд изменив курс полета с 300° до 345°).Через 3 секунды КВС скомандовал: «Закрылки 15°». Второй пилот начал уборку закрылков, они убрались на угол 15° за 7 секунд до столкновения с землей. Самолет в этот момент находился на высоте 20 м при скорости 110 км/ч. За 6 секунд до столкновения с землей рычаги управления двигателями кем-то из экипажа были установлены на максимальный режим. Скорость полета увеличилась до 159 км/ч. В 18:31 самолет с правым креном до 15° начал сталкиваться с деревьями и через 2 секунды ударился о землю и разрушился. 1 пассажир погиб на месте, ребенок скончался в больнице. Оба пилота и 8 пассажиров получили тяжелые ранения, 4 пассажира и бортпроводник – легкие ранения.
Катастрофа произошла в 1760 м от торца ВПП 32, на заболоченной местности.
|