Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-6А Архангельского УГА в горах Полярного Урала
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 августа 1974 г.
Время:  12:24
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ЯНАО, Приуральский район, 114 км северо-восточнее а/п Воркута
Тип ВС:  Ми-6А
Регистрация ВС:  СССР-21157
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Архангельское УГА, 2-й Архангельский ОАО
 


Описание
    Экипаж 68 летного отряда имел задание по перегону вертолета к месту работ по ПАНХ из базового а/п Кегостров (Архангельск) в Белый Яр (Тюменская обл.). Полет начался 24 августа в 14:07 мск. После посадок в Лешуконском и Печоре, в 15:43 мск 25 августа вертолет прибыл в а/п Воркута.
    На следующий день, в 09:46 мск, экипаж произвел взлет в а/п Воркута для следования по маршруту ПВП Воркута - р.Ярейю - оз. Яшбето - м. Безымянный - оз. Щучье - Лабытнанги (Салехард). На борту находилось 6700 кг груза (автомобиль-топливозаправщик ЗиЛ-151) и 4 служебных пассажира (бригада АТБ для обслуживания вертолета и водитель топливозаправщика). Взлетная масса превышала допустимую на 2400 кг, центровка не выходила за установленные пределы. Превышение взлетной массы вертолета произошло по вине диспетчера отдела перевозок а/п Кегостров, записавшего в сопроводительной ведомости, что вес топливозаправщика - 3700 кг. Экипаж был провезен по данной трассе 12-13 июня.
    Прогноз погоды по маршруту Воркута - Салехард в обход гор Полярного Урала с 9 до 12 часов мск предусматривал: тыловая часть циклона с центром на север п-ва Ямал, облачность 7-10 баллов кучево-дождевая, разорванно-дождевая 200-300 м, в начале срока 100-200 м, дождь, дымка, видимость 4-6 км, верхняя граница облачности 1000-1500 м, в облаках выше 1000 м слабое обледенение, горы закрыты, ветер у земли 300-320° 5-8 м/с. Метеоусловия соответствовали минимуму КВС.
    Экипаж связь по КВ-каналу с диспетчерскими пунктами аэропортов Воркута и Салехард, а также связь по УКВ-каналу через экипажи других ВС не устанавливал и никаких сообщений не передавал. В пункт назначения, пос. площадку Лабытнанги (Салехард), вертолет не прибыл (расчетное время прибытия 11:55 мск).
    По вине службы движения а/п Воркута и Салехард факт пропажи вертолета был установлен только по истечении 5 суток, 31 августа, после трехдневных неоднократных запросов аэропортов по маршруту полета о местонахождении вертолета командиром АЭ 2-го Архангельского ОАО Голубевым В.И. (здесь и далее все фамилии изменены), и были приняты меры по его розыску.
    Поиски продолжались до 8 сентября, результатов не дали и были прекращены неблагоприятных метеоусловий и выпадения снега в горах.
    Комиссия установила, что по окончании УКВ связи с вертолетом диспетчер РДП а/п Воркута Корягин В.Д., за 1 час до выхода ВС из Воркутинской зоны РДС, прекратил вести контроль за его движением, не использовал для связи с экипажем КВ-канал, не сообщил через радиобюро диспетчеру а/п Салехард по РДП время входа вертолета в его зону. По истечении расчетного времени входа в Салехардскую зону и времени прибытия вертолета, при отсутствии связи с ним, диспетчеры а/п Салехард Катиков В.И. Расковская Л.И. диспетчер АДП а/п Воркута Голынь С.И., руководители полетов Ожигов А.А. (Салехард) и Смирнов А.В. (Воркута) не приняли мер по установлению местонахождения вертолета. Диспетчер РДП Салехарда Катиков В.И., имея вылетную телеграмму, не принял мер к выяснению причин, по которым вертолет не прибыл в его зону и на площадку Лабытнанги. Диспетчер Голынь С.И. при передаче смены в 14:10 не информировал заступавшую смену о неприбытии вертолета в Салехард и сделал отметку об окончании полета вертолета в плане-сводке. Диспетчер АДП а/п Салехард Расковская Л.И. не направила сообщение в ДСУ и ЦДС о неприбытии вертолета. Диспетчер ДСУ Архангельского УГА Мотыгина Л.И. при уточнении местонахождения вертолета по телефону по своей халатности ограничилась сообщением «Ваш вертолет сел», не уточнив его номер.
    Вертолет обнаружен в августе 1981 г работником Свердловской геологоразведочной экспедиции на склоне горы в 114 км с азимутом 45° от а/п Воркута, северо-восточнее н.п. Хальмер-Ю (68°10’ СШ, 65°53’ ВД) разрушенным и сгоревшим.
    Прибывшая на место АП комиссия обнаружила МСРП-12-96 в исправном состоянии. На основании его расшифровки установлено, что после взлета и набора высоты 600 м экипаж взял курс 354° по установленному маршруту в обход гор Полярного Урала. На 13-й минуте полета экипаж увеличил курс до МК=8°, что соответствует уклонению вправо от оси маршрута и приближению к горам с выходом на встречную разводку. Еще через 8 минут полета экипаж развернул вертолет на курс 49° с целью спрямления маршрута, в нарушение НПП ГА-71. Решение на спрямление маршрута в горной местности при несоответствующих метеоусловиях было безрассудным, так как в направлении гор Полярного Урала от трассы облачность понижалась, горы были закрыты облаками. При подходе к горам экипаж увеличил высоту полета до 800 м, а через 1 минуту снизился до 780 м и в дальнейшем выполнял полет на этой высоте. Безопасная высота полета на этом участке составляет 1500 м. Выполняя полет в условиях ограниченной видимости, на высоте ниже безопасной, экипаж преступно халатно отнесся к выполнению своих должностных обязанностей по обеспечению безопасного исхода полета. На 18-й минуте полета служба движения а/п Воркута устранилась от контроля за полетом данного вертолета. С помощью имеющихся РТС возможность управлять полетом ВС по установленому маршруту имелась.
    Полет проходил параллельно склону горы на близком расстоянии, в ливневых осадках или в облаках, препятствий экипаж не видел. Катастрофа произошла через 38 минут полета, в 10:24 мск. В горизонтальном полете на высоте 780 м над уровнем моря с МК=28° на приборной скорости 146 км/ч вертолет левой стойкой шасси и левым бортом ударился о покрытый каменной осыпью склон горы с уклоном 60-70°. Почувствовав удар левым бортом, экипаж энергично увеличил тангаж вертолета, взяв ручку циклического шага полностью на себя и создав правый крен. Вертолет ударился правым бортом с большим углом тангажа и отбил концевую балку. Затем он ударился нижней частью фюзеляжа о гору, разрушился и сгорел. Фюзеляж вертолета находится в 120 м от места первого удара левым бортом и в 100 м от места облома концевой балки. Обломки разбросаны в радиусе 400 м. Фактическое уклонение от маршрута составляет 49 км.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-6А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-21157
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.08.1973
Заводской номер ВС 737110В
Наработка ВС (часы) 760
Наработка ВС (циклы) 452
Силовая установка С33403031 С33403037


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Архангельское УГА, 2-й Архангельский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Воркута
Пункт назначения Салехард
Начальный пункт маршрута Архангельск (Кегостров)
Конечный пункт маршрута Белый Яр


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось нарушение экипажем требований НПП ГА-71, выразившееся в спрямлении маршрута и продолжении полета в сложных метеоусловиях на высоте ниже безопасной в горной местности.
    Происшествию способствовали неудовлетворительное обеспечение, управление и контроль за выполнением полета со стороны службы движения а/п Воркута.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.