По заданию командира отряда 6 АТО Туркменского управления ГВФ командир корабля 24 сентября 1948 г. должен был выполнить рейс №908 по маршруту Ашхабад – Дарваза – Ашхабад. Перед выполнением рейса, с 21 по 23 сентября, на самолете были произведены 200-часовые регламентные работы, причем был продлен межремонтный ресурс планера самолета. При предполетном осмотре и пробе моторов было установлено, что материальная часть находится в исправном состоянии.
На борту находилось 2 пассажира и 2520 кг воды, залитой в специально приспособленные два задних бензобака и в бак, установленный в грузовой кабине. Полетный вес составлял 11310 кг. Самолет был заправлен ГСМ: 850 кг горючего и 180 кг масла.
Получив разрешение на вылет, командир корабля вырулил на старт и начал производить взлет. В самом начале взлета самолет отклонился от первоначального направления на 5° вправо, но в дальнейшем взлет производился прямолинейно. Пробежав 600 м, самолет оторвался от земли, но в режиме выдерживания дважды ударился левым колесом о землю, после этого командир корабля дал команду убрать шасси, что было выполнено бортмехаником. При вторичном ударе задний подкос левого шасси разрушился и в результате раскачивания всей фермы шасси стало трясти весь самолет. Не понимая причины тряски, командир корабля решил произвести посадку на аэродроме, для чего, находясь на высоте 5-10 м, стал выполнять разворот на малой скорости. Развернувшись на 90°, самолет в 400 м от границы летного поля ударился о земляную насыпь нижней частью левой мотогондолы с висящей фермой шасси и хвостовой частью фюзеляжа. Сорвав нижнюю ферму шасси и костыльное колесо вместе с вилкой, самолет продолжал лететь с разрушенным левым винтом. Парируя левый разворот, командир корабля отклонил триммер руля поворота на 7-8° влево. Но это не дало должного эффекта. Самолет обоими винтами задел за бархан, в результате чего лопасти винта были поломаны. Убедившись в невозможности дальнейшего полета, командир корабля развернул самолет на 30° вправо, чтобы избежать лобового столкновения с барханом, убрал секторы газа и, подав команду выключить зажигание, совершенно перестал управлять самолетом – бросил штурвал и убрал под сиденье ноги. Самолет, имея малую скорость, резко пошел вниз и под углом 10-15° ударился о землю. Второй пилот никакой помощи командиру корабля в выполнении взлета не оказал, проявив полную бездеятельность. Самолет разбит на 100%. Экипаж и пассажиры невредимы.
В июне 1948 г командир корабля был уволен из звена школы высшей летной подготовки (Внуково) за летную безграмотность, но из этого никто из руководителей Туркменского управления ГВФ выводов не сделал и по возвращению в отряд командир корабля был допущен к летной работе даже без предварительной проверки техники пилотирования.
|