|
|
|
Авария Ил-12 Азербайджанского ТУ ГВФ в районе Баку |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 09 мая 1954 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Азербайджанская ССР, 17 км от а/п Баку
Тип ВС: Ил-12
Регистрация ВС: СССР-Л1315
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Азербайджанское территориальное управление ГВФ, 107 ао
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 107 АТО Азербайджанского ТУ ГВФ выполнял рейс по маршруту Баку – Астрахань – Москва. На борту находился 21 пассажир и 125 кг почты. Питание моторов бензином при взлете из а/п Баку производилось из задней группы баков. Через 7-8 минут после взлета, на высоте 400 м, на самолете отказали сначала правый, а затем левый моторы. Экипаж, проявив растерянность, не сумел восстановить работу моторов, для чего достаточно было переключить бензопитание моторов на переднюю группу баков, в которой находилось 1600 литров горючего.
Командир корабля произвел вынужденную посадку с убранными шасси в 17 км от а/п Баку на непригодной для посадки местности. Экипаж и пассажиры невредимы. На самолете разрушены силовые элементы центроплана.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
? |
0 |
Пассажиры |
21 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-12 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л1315 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1947 |
Заводской номер ВС |
30021 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Азербайджанское территориальное управление ГВФ, 107 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Баку |
Пункт назначения |
Астрахань |
Начальный пункт маршрута |
Баку |
Конечный пункт маршрута |
Москва (аэропорт неизвестен) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Причиной отказа моторов явилась полная выработка горючего из задней группы бензобаков, которая была включена при взлете и наборе высоты. Это произошло потому, что перед вылетом в рейс бортмеханик не проверил мерной линейкой фактическое количество горючего в задней группе бензобаков, а командир корабля не потребовал этого. При проверке количества горючего бортмеханик ограничился лишь показаниями бензиномера, который показывал, что в задней группе баков имеется 600 литров горючего. В нарушение РЛЭ самолета Ил-12, заправка горючим была произведена только в переднюю группу бензобаков.
Расследованием установлено, что при фактическом отсутствии горючего в задней группе бензобаков бензиномер показывал 500 литров. Осмотр бензодатчика показал, что один винт крепления стойки бензиномера к корпусу датчика ослаб, а второй вообще отсутствовал. Это вызвало люфт стойки и, как следствие, увеличение показаний бензиномера от 200 до 700 литров на различных точках шкалы. Датчик бензиномера ремонтировался в АРБ-400 ГВФ и был установлен на самолете 18.12.1953 г. После ремонта датчик наработал 328 часов, в течение которых, вопреки регламентам техобслуживания спецоборудования при смене моторов, не снимался для проверки. Смена моторов производилась в ЛЭРМ а/п Баку с 26 по 30 апреля 1954 г. Отворачивание винтов крепления стойки бензиномера могло произойти вследствие недостатков системы ремонта бензиномеров, принятой в рембазах ГВФ.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причинами аварии самолета явились:
1) Нарушение регламента техобслуживания спецоборудования при смене моторов, в результате чего неисправность бензиномера не была своевременно обнаружена и устранена. Это могло произойти только при плохом контроле за соблюдением регламентов технического обслуживания самолетов со стороны начальника ЛЭРМ а/п Баку и главного инженера Азербайджанского управления ГВФ.
2) Нарушение бортмехаником §210 п.3 НПП ГА-51, §257 НИАС ГА-50 и указания главного инженера ГВФ №305-50 г. п.3, обязывающих бортмехаников перед взлетом проверять фактическое наличие топлива в бензобаках.
3) Нарушение командиром корабля РЛЭ Ил-12, выразившееся в неправильном указании бортмеханику заправить только переднюю группу баков, растерянность командира корабля, второго пилота и бортмеханика при отказе одного, а затем второго мотора, в результате чего не была включена передняя группа бензобаков.
4) Наличие отдельных недостатков при ремонте бензиномера в АРБ-400, что могло привести к выпадению одного и ослаблению второго винта крепления стойки бензиномера к корпусу датчика через 328 часов эксплуатации.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|