Вертолет вылетел из Душанбе в Хорог, где приблизительно в 14:00 часов местного времени принял на борт 11 иностранных туристов-горнолыжников. Полет был продолжен к месту спуска с горы в предварительно намеченный и согласованный с экипажем вертолета район.
Комиссией установлено, что КВС принял решение на выполнение полета, несмотря на то, что прогноз погоды не позволял выполнение полета по ПВП по трассе.
Перед посадкой пассажиров в вертолет "Инструкция по взаимодействию и технология работы членов экипажа вертолета Ми-8" выполнена не в полном объеме. Так, пассажиров в вертолете согласно центровочному графику не размещали, инструктажа о правилах поведения в полете и в аварийной ситуации не проводили, взлетный вес и центровка вертолета определялись экипажем приблизительно.
Перед взлетом КВС и старший группы горнолыжников договорились, что место высадки покажет старший группы. На высоте 4200 м им было указано на два места, однако КВС их отклонил и стал сам выбирать площадку для посадки. КВС выбрал площадку для посадки на вершине Ваханского хребта на высоте 3860 м.
Комиссия установила, что площадка, выбранная КВС для посадки, не соответствовала требованиям РЛЭ вертолета Ми- 8 МТВ и не обеспечивала безопасную посадку. Экипаж фактически не осматривал площадку перед выполнением посадки. Заход на посадку выполнялся с удаления от края площадки ~2 км со стороны ущелья с МК около 330°.
Расчеты полетного веса на этапе, предшествовавшем АП, выполненные комиссией, показали, что на подобранной площадке высотой 3880 м запаса тяги при данном весе практически не было. О том, что полетный вес был близок к максимально предельному значению при полете в ходе подбора площадок свидетельствует запись магнитофона (КВС: "обороты упали, упали, упали. Керосин большой"). Начало проявляться самопроизвольное уменьшение оборотов несущего винта, как признак возможного "перезатежеления" НВ при попытке увеличения его общего шага.
Анализ полета был проведен с использованием информации, полученной с прибора GPS, находившегося у одного из пассажиров.
Необходимость выполнить торможение вертолета над площадкой, крайне ограниченных размеров, в условиях практического отсутствия запаса тяги привела, вероятно, к просадке вертолета и самопроизвольному уменьшению оборотов несущего винта. В этих условиях продолжать полет с прежним курсом (в направлении склона более высокого хребта, расположенного почти перпендикулярно курсу полета) было опасно. В условиях возникшего дефицита времени КВС выполнил резкий разворот влево с выходом на обратный курс.
Практически, в условиях отсутствия запаса тяги вертолет, наиболее вероятно, попал под воздействие ветра (прогнозировался: 260° - 30 км/ч), крайне неблагоприятного для данного направления полета (справа-сзади), что привело к дефициту поперечного управления. При попытке удержать вертолет от разворачивающего момента влево и просадки КВС "уходит" вниз по склону, одновременно увеличив скорость до 60 км/ч и уменьшив опасное изменение курса, приближавшее вертолет к склону хребта.
Однако после этого последовало резкое торможение вертолета, причина которого, наиболее вероятно, в наличии препятствий. Нельзя исключить и возможность негативного влияния на развитие ситуации перемещения в салоне вертолета пассажиров к выходу для покидания вертолета, что привело к неожиданным для пилота изменениям центровки вертолета на более переднюю и могло вызвать необходимость взятия ручки циклического шага "на себя". Анализ траектории последнего участка полета показал, что на последних метрах произошел резкий поворот вертолета на 60° влево, после чего произошло столкновение лопастями НВ и фюзеляжа вертолета со склоном хребта и его опрокидывание на левый борт с возникновением пожара.
В результате АП КВС погиб, два пассажира получили травмы, вертолет полностью сгорел.
|