Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12А Западно-Сибирского ТУ ГВФ в Омске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 февраля 1963 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Омск
Тип ВС:  Як-12А
Регистрация ВС:  СССР-90694
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 117 ао
 


Описание
    Пилот 117 авиаотряда Западно-Сибирского ТУ ГВФ выполнял пассажирский рейс по маршруту Омск – Усть-Ишим и обратно. При вылете из Омска погода соответствовала минимуму: облачность 10 баллов высотой 1500 м, снег, дымка, видимость 4 км, тихо, температура -18°С, влажность 88%.
    Разбег самолета и отрыв от земли были произведены нормально. По показаниям очевидцев, самолет на высоте около 40 м стал крениться с крыла на крыло, находясь на больших углах атаки, в режиме парашютирования. Потеряв высоту, самолет ударился в кирпичную стену трансформаторной будки на территории бензосклада аэропорта Омск. При ударе пилот получил тяжелые ранения и, не приходя в сознание, умер. Один пассажир получил переломы ног, остальные два пассажира легко ранены.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 3 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-90694
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ИС3872


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 117 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Омск
Пункт назначения Усть-Ишим
Начальный пункт маршрута Омск
Конечный пункт маршрута Усть-Ишим


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что самолет, его оборудование и двигатель до удара о землю находились в исправном состоянии, исправность двигателя также подтверждается заключением ГосНИИ ГВФ. Исследование триммера руля глубины в ГосНИИ ГВФ также показало, что он находился в положении на кабрирование. Это и явилось причиной происшествия. Потеря скорости и управляемости самолета, последовавшие за взлетом, не дали возможности пилоту отвернуть самолет вправо от будки, где обеспечивалось безопасное приземеление.
    Происшествию мог способствовать ряд нарушений, допущенных пилотом и работниками службы организации перевозок а/п Омск. Часть ручной клади и спецпочты перед погрузкой не взвешивались, их размещение установить не удалось. В результате нарушения правил расследования, такое взвешивание не было проведено и после происшествия. По ориентировочным подсчетам, полетный вес самолета при взлете был на 48 кг больше предельно допустимого.
    В день происшествия старт для приема и выпуска самолетов был выложен с нарушением действующей инструкции по производству полетов в а/п Омск. Диспетчер СКП и руководитель полетов правильность разбивки старта не проверяли.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось производство пилотом взлета самолета с триммером руля глубины, установленным в положение кабрирования.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.