|
|
|
Катастрофа Як-12А Западно-Сибирского ТУ ГВФ в Омске |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 01 февраля 1963 г.
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Омск
Тип ВС: Як-12А
Регистрация ВС: СССР-90694
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 117 ао
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 117 авиаотряда Западно-Сибирского ТУ ГВФ выполнял пассажирский рейс по маршруту Омск – Усть-Ишим и обратно. При вылете из Омска погода соответствовала минимуму: облачность 10 баллов высотой 1500 м, снег, дымка, видимость 4 км, тихо, температура -18°С, влажность 88%.
Разбег самолета и отрыв от земли были произведены нормально. По показаниям очевидцев, самолет на высоте около 40 м стал крениться с крыла на крыло, находясь на больших углах атаки, в режиме парашютирования. Потеряв высоту, самолет ударился в кирпичную стену трансформаторной будки на территории бензосклада аэропорта Омск. При ударе пилот получил тяжелые ранения и, не приходя в сознание, умер. Один пассажир получил переломы ног, остальные два пассажира легко ранены.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
3 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-12А |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-90694 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
|
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
ИС3872 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 117 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Омск |
Пункт назначения |
Усть-Ишим |
Начальный пункт маршрута |
Омск |
Конечный пункт маршрута |
Усть-Ишим |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что самолет, его оборудование и двигатель до удара о землю находились в исправном состоянии, исправность двигателя также подтверждается заключением ГосНИИ ГВФ. Исследование триммера руля глубины в ГосНИИ ГВФ также показало, что он находился в положении на кабрирование. Это и явилось причиной происшествия. Потеря скорости и управляемости самолета, последовавшие за взлетом, не дали возможности пилоту отвернуть самолет вправо от будки, где обеспечивалось безопасное приземеление.
Происшествию мог способствовать ряд нарушений, допущенных пилотом и работниками службы организации перевозок а/п Омск. Часть ручной клади и спецпочты перед погрузкой не взвешивались, их размещение установить не удалось. В результате нарушения правил расследования, такое взвешивание не было проведено и после происшествия. По ориентировочным подсчетам, полетный вес самолета при взлете был на 48 кг больше предельно допустимого.
В день происшествия старт для приема и выпуска самолетов был выложен с нарушением действующей инструкции по производству полетов в а/п Омск. Диспетчер СКП и руководитель полетов правильность разбивки старта не проверяли.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы явилось производство пилотом взлета самолета с триммером руля глубины, установленным в положение кабрирования. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|