В день происшествия экипаж 13 летного отряда выполнил три рейса по маршруту Кош-Агач – Джазатор и обратно. Первый рейс выполнял КВС, командир АЭ был проверяющим. В последующих рейсах командир АЭ исполнял обязанности командира ВС, который в полете не участвовал. В 10:02 мск он произвел взлет в а/п Кош-Агач. Полет по маршруту проходил без отклонений, при хорошей погоде. При подлете к Джазатору экипаж наблюдал ухудшение погоды в районе н/п Джазатор с западной стороны. Посадка произведена в 11:07.
Предполетная подготовка в а/п Джазатор проводилась в спешке, экипаж торопил начальника аэропорта и пассажиров, ссылаясь на ухудшающуюся погоду. Начальник аэропорта предложил воздержаться с вылетом, переждать погоду, на что экипаж отреагировал отрицательно и продолжал торопить пассажиров и начальника аэропорта. При такой спешке багаж у пассажиров не взвешивался, один пассажир посажен в самолет без билета, билет был выписан начальником аэропорта уже после взлета и на другую фамилию.
Записанная начальником аэропорта в дневник погоды фактическая погода за 11:10 (облачность 10/6 верхняя, средняя, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 1600 м, видимость 20 км, тихо, горы открыты) не соответствовала действительности. Фактически перед и в момент взлета шел дождь, ухудшилась до 3-5 км видимость, вершины гор были закрыты облаками.
Взлет произведен в 11:12 при погоде ниже установленного минимума (1600х10км), чем были допущены личная недисциплинированность и преступная безответственность членов экипажа. В процессе набора высоты самолет попал в усиливающиеся ливневые осадки и ухудшенную видимость. Для скорейшего выхода из зоны осадков экипаж нарушил схему выхода из района аэродрома: вместо набора высоты 300 м по прямой и выполнения левого стандартного разворота набрал высоту 80-150 м и выполнил левый разворот, выведя самолет из разворота не в установленной точке схемы выхода от аэродрома. Выполняя горизонтальный полет на малой высоте в условиях ухудшенной видимости, не контролируя положение самолета по курсовым приборам, экипаж не смог использовать обычный стереотип восприятия местности для определения точного местонахождения самолета. При отсутствии условий для набора безопасной высоты, через 30 секунд горизонтального полета, экипаж выключил барограф с целью скрытия длительного полета на высоте ниже безопасной. Продолжая полет при ограниченной видимости, экипаж знал, что для выхода на линию заданного пути по долине реки Джазатор на малой высоте, необходимо обойти с правой стороны находящуюся по курсу следования гору с последующим доворотом влево на установленный маршрут полета.
Горизонтальный полет выполнялся с курсом, отличным от курса схемы выхода на 60-70°. Следуя с этим курсом, экипаж ошибочно принял появившуюся впереди гору за исходную, довернул самолет вправо и вошел в ущелье реки Ак-Алаха, при полете по которому возможности набрать высоту или развернуться на 180° не было (до урочища Чад) из-за малой ширины ущелья, низкой облачности и большой высоты окружающих гор. В момент входа самолета в долину урочища Чад, по свидетельству очевидцев, видимость из-за сильных снежных зарядов была менее 1000 м. В условиях ограниченной видимости экипаж пытался установить контакт с земными ориентирами и выйти из ущелья в обратном направлении, однако точного местонахождения определить не смог. В условиях снежного заряда окончательно был потерян визуальный контакт с земной поверхностью, покрытой снегом. На последнем участке полета, выполняя полет с курсом 105°, экипаж увидел перед собой склон горы с деревьями и, пытаясь избежать столкновения, увеличил режим работы двигателя и ввел самолет в правый разворот с креном 45-50°, но избежать столкновения с деревьями и склоном горы уже не сумел.
В 11:37 мск (15:37 местного вр.) с курсом 164° самолет столкнулся с деревьями. После первого удара о деревья разрушилась правая полукоробка крыльев. Самолет в перевернутом положении, после нескольких столкновений с деревьями, ударился о большую каменную глыбу и остановился в лесу в 60 м от места первого столкновения с деревьями полностью разрушенным. Пожара не было. Оба пилота и один из шести пассажиров (5 туристов - членов клуба альпинистов из Харькова и 1 местный житель) погибли. Остальные получили тяжелые ранения.
Место катастрофы находится в горной местности на высоте 1 880 м (49°31’30” СШ, 87°20’20” ВД) в 23 км южнее Джазатора.
Прогноз погоды по а/п Джазатор (11:00-17:00) предусматривал – видимость 10 км, ливневый снег с дождем, облачность 8 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая 1600 м; по а/п Кош-Агач (11:00-17:00) – видимость 10 км, ливневый дождь, облачность 6 баллов сл.-куч, куч.-дожд. 1500 м; по району АП – видимость 10 км, ливневый снег и дождь, обл. 3 балла раз.-дожд. 2500 м (над уровнем моря), 8 баллов сл.-куч., куч.-дожд. 5300 м над уровнем моря; по маршруту – видимость 10 км, ливневый снег, дождь, обл. 3 балла раз.-дожд. 2500 м над ур-м моря, 8 баллов сл.-куч, куч.-дожд. 3700 м над ур-м моря.
Фактическая погода была – осадки в виде зарядов дождя и снега с ухудшением видимости от 1000 до 50 м.
Таким образом, прогноз погоды, составленный АМСГ, не оправдался.
|