|
|
|
Катастрофа Ан-2ТП Архангельского УГА близ Вождоромы |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 01 февраля 1990 г.
Время: 15:44
Страна: СССР
Место происшествия: Архангельская область, Холмогорский район, 1 км северо-восточнее Вождоромы
Тип ВС: Ан-2ТП
Регистрация ВС: СССР-07207
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Архангельское УГА, 2-й Архангельский ОАО
Рейс: 744
|
|
|
|
|
Описание |
В день происшествия экипаж 4 летного отряда был назначен для выполнения рейсов №13285/86 Васьково – Несь – Чижа и обратно с проверяющим (с целью проверки техники пилотирования КВС после выхода из отпуска). По метеоусловиям полет не был выполнен, командир АЭ в нарушение НПП ГА-85 и в отступление от плана полета дал задание проверяющему вылететь с другим экипажем на озеро Муроканское для определения пригодности площадки для приема самолетов Ан-2, а провести проверку КВС решил сам (при наличии погоды по другому маршруту).
После составления новых прогнозов погоды (с 12:00) он принял решение выполнить полет рейсом №743/744 Васьково – Березник – Рочегда и обратно.
Полет до а/п Березник проходил на высоте 500 м. К 13:30 нижняя граница 10-ти бальной разорвано-дождевой облачности составила 160 м. При подходе к а/п Березник экипаж ухудшение метеоусловий полета не доложил, но запросил место самолета у КДП МВЛ (по ДРЛ-7С). Диспетчер метку не наблюдал и место выдать не смог, что вызвало удивление экипажа, который снизился до 200 м и до 150 м и в 13:56 произвел посадку в а/п Березник. В нарушение НПП ГА-85 ухудшение метеоусловий на высоте полета 150 м экипаж службе движения не доложил, диспетчер эту информацию не запрашивал. Полет в Рочегду и обратно до Березника выполнен по ПВП на высоте 150 м под облаками. Посадка в а/п Березник произведена в 14:39.
Фактическая погода а/п Березник за 14:30 – ветер 130° 2 м/с, видимость более 3000 м, облачность 10 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая высотой 180 м.
Экипаж произвел взлет в 14:41. Поскольку барограмма была уничтожена при пожаре, фактическая высота полета самолета неизвестна. По докладам экипажа и по факту устойчивой радиосвязи она составляла 500-400 м. Фактическая погода в момент взлета и до момента катастрофы была хуже для полета по ПВП на этой высоте. Полет выполнялся над верхней кромкой 10-ти бальной облачности или в облаках. Метеостанция в Холмогорах, в 4 км от поворотного пункта маршрута Ломоносовка, в 15:45 зафиксировала туман. Находясь в условиях, исключающих полет по ПВП на высоте 500-400 м, экипаж не смог определить пролет Ломоносовки и запросил в 15:36 диспетчера МДП Васьково место самолета. Удаление диспетчер дать не смог, а радиопеленгатор АРП-75 не работал с августа 1989 г. Диспетчер предложил экипажу перейти на частоту диспетчера пункта круга «Нижний» (15,5 км от Васьково), который мог дать место или пеленг. Установив связь с Нижним, экипаж получил устойчивый обратный пеленг 280°. Место диспетчер выдать не смог, так как не наблюдал метку на РЛС.
В 15:38 экипаж доложил МДП Васьково пролет ПП Ломоносовка. Ухудшения метеоусловий в сообщении экипаж не отметил. После доклада о пролете Ломоносовки на высоте 400 м экипаж запросил снижение до 150 м по расчету на следующий поворотный пункт Концегорье. Диспетчер дал разрешение занимать истинную высоту 150 м. В дальнейшем связи с экипажем не было.
В 15:44 на участке маршрута Ломоносовка – Концегорье, в 56 км от Архангельска, правее границы трассы 4 км, самолет левой полукоробкой крыльев столкнулся с растяжкой антенной системы в/ч 20851. Самолет обнаружен военнослужащими воинской части в 17:40 в лесу на служебной территории возле антенной растяжки (в 17 км от ПП Ломоносовка) разрушенным и сгоревшим. Все три члена экипажа и пассажирка погибли.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, погодные условия |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2ТП |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-07207 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1G146-36 |
Заводской номер ВС |
24.04.1973 |
Наработка ВС (часы) |
13463 |
Наработка ВС (циклы) |
13919 |
Силовая установка |
К1642622 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
744 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Архангельское УГА, 2-й Архангельский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Березник |
Пункт назначения |
Архангельск (Васьково) |
Начальный пункт маршрута |
Рочегда |
Конечный пункт маршрута |
Архангельск (Васьково) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что при выполнении полета по ЛЗП до поворотного пункта маршрута Ломоносовка и развороте над ним (или на линии обратного пеленга 280° от ДПК Нижний, которая проходит в 4 км южнее Ломоносовки) на курс 282°, обеспечивается пролет ВС искусственных препятствий в пределах правой границы трассы. Фактически самолет летел в условиях тумана, переходящего в низкую облачность, от карьера на правом берегу реки Северная Двина (в 10 км от ППМ Ломоносовка, находящегося на левом берегу реки) через территорию воинской части с курсом около 280°, не изменив его до столкновения с растяжкой антенны на высоте 75-85 м. Место катастрофы и линия пути перед столкновением находится в 4 км от правой границы трассы и в 14 км от линии обратного пеленга 280° ДПК Нижний. Туман, образовавшийся в 15:45 в Холмогорах на заключительном участке маршрута за 60-70 км от аэродрома назначения перед приближающимся теплым фронтом, не прогнозировался. Штормовое оповещение о тумане в Холмогорах поступило в Васьково в 16:01 (после АП).
Туман в районе полета самолета исключал полет по ПВП (минимум ПВП трассы 150х2000 м), но экипаж в нарушение требований НПП ГА-85 продолжил полет до аэропорта назначения, не переходя на ППП. Не имея визуального контакта с землей и ориентирами, фактически выполняя полет по приборам вопреки требованиям НПП ГА-85, экипаж свои действия со службой УВД не согласовывал, отклонение от ЛЗП не определил, возможности РТС аэродромов Васьково, Лахта и Архангельск для определения места самолета не использовал. В нарушение НПП ГА-85 при уклонении от трассы экипаж приступил к снижению по расчету времени с высоты 400 м вместо набора высоты для перехода на ППП. Снижение происходило до высоты 75-85 м- ниже безопасной (160 м). Полет на этой высоте в условиях тумана не мог обеспечить экипажу визуальный контакт с пролетаемой местностью, а ведение визуальной ориентировки было затруднено ввиду сплошного лесного массива без характерных ориентиров. Полет на высоте 75-85 м с курсом 280° привел к сближению с антенной системой воинской части с многочисленными тросовыми растяжками, имеющей абсолютную высоту 294 м.
Столкновение самолета с растяжкой левой крайней антенны произошло левой полукоробкой крыльев возле бипланной стойки. В результате левая полукоробка разрушилась. Самолет пролетел 250 м и столкнулся с землей под углом 80-90°. При ударе о деревья и землю он окончательно разрушился и сгорел.
Прогноз погоды по месту АП предусматривал – видимость 3000 м, дымка, ливневый снег с дождем, облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, кучево-дождевая высотой 150 м. Фактическая погода – туман. Таким образом, метеообеспечение полета по маршруту Березник – Васьково выполнялось некачественно, прогноз погоды (вышеуказанный корректив), переданный экипажу перед вылетом из а/п Березник, не оправдался.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: Причиной катастрофы явилось нарушение экипажем ПВП при неоправдавшемся прогнозе погоды, выразившееся в продолжении полета до аэродрома назначения при погоде хуже минимума по ПВП, что исключило ведение визуальной ориентировки и привело к отклонению от линии заданного пути. Последующее снижение ниже безопасной высоты привело к столкновению самолета в условиях тумана с маркированным искусственным препятствием. Причиной нарушения НПП ГА-85 явилась недисциплинированность экипажа и проверяющего при подготовке и выполнении полета. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|