|
|
|
Авария Як-12 и катастрофа планера КАИ-12 Свердловского АТСК ДОСААФ на а/д Уктус |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 13 мая 1959 г.
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Свердловск (Уктус)
Тип ВС: Як-12
Регистрация ВС: 5
Авиакомпания: ДОСААФ, Свердловский АТСК
|
|
|
|
|
Описание |
13 мая 1959 г. в планерном звене Свердловского аэроклуба проводились плановые полёты со спортсменами-планеристами (аэродром Уктус)
В 11 часов 56 мин. для выполнения полёта по кругу (упражнение №12 2-й задачи КУЛП-58г.) был произведён взлёт планерного поезда в составе самолёта-буксировщика Як-12 пилотируемого инструктором-лётчиком планеристом и планера КАИ-12, пилотируемого спортсменкой-планеристкой (в первой кабине) и инструктором-лётчиком планеристом . Взлёт и полёт по кругу до подхода к посадочным знакам выполнялся правильно.
Над посадочными знаками, на высоте 300 метров, планер перешёл в набор высоты для занятия превышения перед отцепкой троса. В момент сигнала буксировщика на отцепку (покачивания с крыла на крыло) планер находился над самолётом буксировщиком на высоте 30-35 метров. Потеряв из поля зрения планер и видя трос натянутым под большим углом к линии полёта, лётчик Як-12 принял решение отцепить трос.
В момент отцепки самолёт был энергично переведён натяжённым буксировочным тросом на нос и вошёл в пикирование под углом 75-80° с правым креном и работающим мотором.
Ввиду малой высоты (200-250 метров), лётчику удалось уменьшить угол пикирования лишь у самой земли до 20-25°.
С этим углом самолёт на большой скорости ударился о землю обоими колёсами шасси и мотором. При ударе мотор оторвался, а сам самолёт, подскочив, перевернулся на спину и упал на левое крыло и переднюю верхнюю часть кабины. Самолёт при этом полностью разрушен.
Благодаря тому, что лётчик был привязан ремнями, он остался в живых, получив травму средней тяжести.
Переход самолета буксировщика под действием натяжённого буксировочного троса в крутое пикирование привёл к возрастанию натяжения троса и увеличению угла атаки планера и, соответственно, возрастанию аэродинамических сил, действующих на планер.
В тот момент, когда угол пикирования самолёта возрос до величины 45-60°, а трос занял положение под углом 45-50° к линии полёта, угол атаки планера достиг значения, при котором сумма аэродинамических сил и натяжение троса достигла величины разрушающей нагрузки. Под действием этих сил у планера разрушилось правое крыло и он перешёл в беспорядочное падение.
Инструктор, имея намерение воспользоваться парашютом, отстегнул привязные ремни, открыл фонарь кабины и на высоте 100-120 метров покинул планер. При отделении от планера он зацепился лямкой ранца парашюта за металлическую деталь планера, порвал ранец и, освободившись, был отброшен к хвостовой части планера. При ударе о хвостовое оперение (предположительно) инструктор получил тяжёлую травму поясничной области таза и бедра, что привело к шоковому состоянию. Не раскрыв парашют, он упал на землю в 35 метрах от места падения планера и погиб.
Спортсменка-планеристка не предпринимала никакой попытки воспользоваться парашютом и падала вместе с планером. При ударе планера в перевёрнутом положении о землю спортсменка погибла. Планер полностью разрушен.
Буксировочный трос был отцеплен с замков самолёта и планера в воздухе уже после разрушения планера.
В конструкции планера обнаружено ослабление прочности нижнего узла подкоса правой плоскости вследствие низкого качества сварного шва (непровар до 26% от поверхности сварки).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
0 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
полет по кругу |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-12 |
Регистрационный номер (id) ВС |
5 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
25.02.1958 |
Заводской номер ВС |
31512 |
Наработка ВС (часы) |
233 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
32640 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
ДОСААФ, Свердловский АТСК |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Свердловск (Уктус) |
Пункт назначения |
Свердловск (Уктус) |
Начальный пункт маршрута |
Свердловск (Уктус) |
Конечный пункт маршрута |
Свердловск (Уктус) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной аварии самолета Як-12 является попадание самолёта в режим отвесного пикирования на малой высоте 200-250 метров.
Основной причиной является ошибка в технике пилотирования экипажа планера, допустившего большое превышение перед отцепкой, что привело к возникновению значительного натяжения буксировочного троса, опрокинувшего самолёт на нос до положения пикирования с углом 75-80°.
Причиной, способствующей созданию аварийной обстановки, могло быть невыдерживание лётчиком-буксировщиком режима горизонтального полёта в момент отцепки и несвоевременная (с запозданием) отцепка троса.
Непосредственной причиной катастрофы планера является разрушение крыла в воздухе. Наиболее вероятной причиной разрушения является нарастание аэродинамических сил до величины разрушающей нагрузки, вследствие увеличившегося угла атаки планера при значительном угле и величине натяжения буксировочного троса.
Главная причина: Наиболее вероятной причиной создавшейся аварийной обстановки в полёте была ошибка в технике пилотирования экипажа планера, допустившего большое превышение над самолётом-буксировщиком и не исправившего допущенную ошибку.
Причинами, способствующими возникновению аварийного положения, могли быть невыдерживание лётчиком-буксировщиком режима горизонтального полёта в момент отцепки, а также несвоевременная отцепка троса как с самолёта, так и с планера.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Планер КАИ-12: бортовой номер 01, заводской номер 1160301, выпущен 27.11.1957, налет снэ 218 ч. |
Источники информации |
|
|
|
|
|
|