1 апреля 1964 г. экипаж Челябинского ОАО после выполнения задания по перевозке рыбы в а/п Тазовское, осуществлял перелёт на базу. При взлёте в а/п Тазовское полётный вес самолёта был 5704 кг (перегруз 454 кг) и центровка 35,8% САХ, вместо предельно допустимой 32%.
На борту самолёта, согласно сопроводительной ведомости, находилось два пассажира и 500 кг груза, а также неоформленный через отдел перевозок один пассажир (авиатехник), 315 кг служебного груза и 378 кг груза, принадлежащий лично экипажу и авиатехнику.
После отрыва самолёта командир экипажа почувствовал чрезмерную нагрузку на штурвал, которую снял отклонением триммера руля высоты полностью "от себя" и перемещением авиатехника из района 12 шпангоута к пилотской кабине.
Вылет самолёта из а/п Тазовское с неоформленным грузом и пассажиром произошёл вследствие грубых нарушений правил перевозки экипажем самолёта и работниками отдела перевозок аэропорта.
После посадки и ночёвки в а/п Берёзово Тюменской области, где с борта самолёта были сняты два пассажира и 500 кг груза, экипаж 2 апреля вновь взял на борт 5 пассажиров и 73 кг ручной клади.
В а/п Берёзово командир самолета и второй пилот не оформили через отдел перевозок аэропорта в установленном порядке находившегося на борту авиатехника и 702 кг служебного груза.
Начальник же перевозок а/п Берёзово, несмотря на предупреждение дежурной по отделу перевозок аэропорта о наличии на борту самолёта служебного и личного груза, не указала в сопроводительной ведомости, мер к оформлению его не приняла.
Перед взлётом в а/п Берёзово полётный вес самолёта составил 5466 кг (перегруз 216 кг) и центровка 43% САХ (больше предельно допустимой на 11%), которая явилась следствием размещения 200 кг за 15-м шпангоутом, при категорическом запрещении вообще размещать там какой-либо груз.
Также определила заднюю центровку и лично принадлежащая экипажу рыба в количестве 100 кг, расположенная между 11 и 15-м шпангоутами под полом пассажирской кабины.
Перед взлётом командир самолета, зная о недопустимо задней центровке и проявляя полную неграмотность в вопросах устойчивости и управляемости самолётом, отдал триммер руля высоты полностью "от себя" и начал производить взлёт.
Самолёт, пробежав 157 метров, оторвался от земли и перешёл в резкое кабрирование. Полной отдачей штурвала "от себя" восстановить нормальное положение самолёта экипажу не удалось.
На высоте 8-10 метров командир экипажа убрал сектор газа, самолёт опустил нос, и в 392 метрах от начала разбега ударился о землю и загорелся. При ударе три пассажира (в том числе и авиатехник) получили ранения, остальные пассажиры и экипаж невредимы. Самолёт полностью сгорел.
|