|
|
|
Катастрофа Ми-2 Якутского УГА близ Олёкминска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 29 мая 1969 г.
Время: 20:24
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, Олекминский район, пос. Даппарай
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: СССР-20063
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутское УГА, Маганский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж в составе пилота и старшего штурмана 140 ЛО был направлен командованием 288 ло в а/п Олекминск для выполнения полетов по патрулированию лесов и обслуживания районной паводковой комиссии. Прибыв в Олекминск рейсовым самолетом 28 мая, пилот принял вертолет у отлетавшего саннорму другого пилота и во второй половине дня вылетел по району а/п Олекминск для выполнения задания паводковой комиссии и ознакомления с районом полетов (для чего на борту находился пилот, отлетавший саннорму).
29 мая, после нормального предполетного отдыха и предполетной подготовки, экипаж с 4 до 13 часов мск выполнил пять полетов по площадкам района, в том числе и полеты с членами районной паводковой комиссии и представителем военного округа, с целью определения контрольных точек для бомбометания военной авиацией по затору льда, образовавшегося в районе острова Кыллах на реке Лена. В результате выяснения ледовой обстановки вылет военной авиации на бомбометание был отменен. Экипаж вертолета в 13:47 мск, по заданию паводковой комиссии, был направлен в район острова Кыллах с целью вывозки ранее перевезенного населения из пос. Даппарай (на берегу реки Лена) в поселок Кыллах (на острове, напротив пос. Даппарай).
В 14:01 мск экипаж произвел посадку в пос. Даппарай. Пилот вертолета, не выключая двигатели и при вращающемся несущем винте, дал указание штурману, чтобы он вышел из вертолета, не допускал приближение людей к хвостовому винту и обеспечил посадку в вертолет не более 15 детей дошкольного возраста и одного взрослого пассажира (сопровождающей). Штурман находился возле хвостового винта, за посадкой людей в вертолет не следил и не передал указание пилота о возможной загрузке вертолета представителям милиции, которые руководили посадкой населения в вертолет. Пилот вертолета перед взлетом не проверил количество людей в вертолете и произвел взлет в сторону реки со значительной просадкой, но полет закончил благополучно, хотя взлетный вес значительно превышал допустимый (22 человека: 3 взрослых и 19 детей).
При выполнении второго полета, из-за отсутствия контроля за загрузкой со стороны пилота и штурмана, в вертолет было посалено 26 пассажиров (7 взрослых и 19 детей), в результате чего вертолет имел перегрузку 475 кг (т.е. 930 кг. вместо допустимых 455кг).
Во время взлета, на висении (50-60 см) пилот развернул вертолет влево и начал разгон скорости в сторону обрыва. Расстояние от места висения до обрыва составляло 12 м.
Выйдя на край обрыва, вертолет, потеряв"воздушную подушку”, начал снижаться и задел хвостовым винтом за берег реки, в результате чего винт разрушился. Вертолет, снижаясь и вращаясь влево, упал на лед, перевернулся на левый борт, частично разрушился и, спустя 10-15 минут, затонул.
При этом утонули 25 человек, из них 6 человек взрослых, 8 детей школьного возраста и 11 детей дошкольного возраста. Экипаж и одна женщина (сопровождающая) спаслись.
Катастрофа произошла в 20:24 местного времени, на удалении 40 км западнее а/п Олекминск.
Погода в момент происшествия: обл. 3-5 баллов, кучевая, 1500-2000 м, ветер 100-120° 1-2 м/с, видимость более 10 км.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
0 |
Пассажиры |
26 |
25 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-20063 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1969 |
Заводской номер ВС |
510744088 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
261682009 261682050 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Якутское УГА, Маганский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что за время учебы в летном училище и работы в ЯУГА пилот подвергался серьезным дисциплинарным взысканиям (выговор за употребление спиртных напитков и снятие с летной работы за посадку вне полосы).
По своим деловым и моральным данным пилот не мог быть направлен для самостоятельной работы в отрыве от базы. Его подготовка его к лесопатрульным работам проведена с нарушением требований приказа МГА №177-64 г, а к аварийно-спасательным работам он вообще не был подготовлен. Командование 288 летного отряда Маганского ОАО приняло неправильное решение направить в а/п Олекминск пилота Ипполитова не подготовленного к выполнению указанных работ.
Руководители Маганского ОАО и 288 летного отряда это решение пытались обосновать острым недостатком летного состава.
В состав экипажа был включен ст.штурман 140 летного отряда Маганского ОАО в качестве проверяющего для ознакомления пилота вертолета с лесопатрульными маршрутами предстоящего районе работ.
Полеты по лесопатрульным маршрутам не состоялись, так как по указанию начальника Олекминского аэропорта экипажу было дано задание по обеспечению работы паводковой комиссии и перевозки населения, эвакуированного с острова Кыллах.
Работа экипажей 288 летного отряда выполняется, как правило, в условиях продолжительного нахождения вне базы и недостаточного контроля за их работой со стороны командного состава.
Руководство отрядом ссылается на недостаток командного состава, вместе с тем в отряде нет командиров звеньев, хотя и имеются соответствующие вакантные должности.
Начальник аэропорта Олекминск самоустранился от руководства службами аэропорта и прикомандированными экипажами, в результате чего не был направлен работник аэропорта на оперативную точку для организации массовой перевозки населения на вертолетах Ми-2 и Ми-4, служба движения аэропорта не контролировала наличие допуска и готовность экипажа к выполнению спасательных работ и практически не руководила указанными полетами.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной катастрофы вертолета является грубое нарушение пилотом вертолета требований НПП ГА-66 и "Инструкции летчику по технике пилотирования", выразившееся в недопустимой перегрузке вертолета (перегрузка составила 475кг) и явно неправильном выборе направления взлета.
Сопутствующие причины:
- Крайне безответственное отношение старшего штурмана отряда, находившегося в составе экипажа, к организации полетов по перевозке населения;
- Нарушение требований Приказа МГА №177 от 29.10.64 и § 41 оргметодических указаний со стороны командного состава 288 летного отряда Маганского ОАО в части подготовки и допуска экипажей по видам авиационных работ и организации летной работы на оперативных точках. Пилот был не полностью подготовлен к самостоятельной работе на вертолете Ми-2 в отрыве от базы;
- В результате самоустранения начальника аэропорта Олекминск от руководства службами аэропорта, особенно службой движения, создались условия бесконтрольности за готовностью экипажей к вылету, неудовлетворительного руководства полетами и нечестности со стороны отдельных диспетчеров;
- Среди летных отрядов Якутского управления 288 летный отряд Маганского ОАО является наиболее аварийным, но со стороны отделов и служб, а также руководства управления недостаточно приняты меры, направленные на устранение причин, порождающих летные происшествия и предпосылки к ним;
- Руководство управления недостаточно уделяет внимания вопросам укомплектования Маганского ОАО летный и командным составом и не учитывает возможности отряда при определении производственных планов и выдачи отдельных заданий;
- Отсутствие должной организации в работе паводковой комиссии Олекминского района, неоправданная поспешность по вывозке на остров населения, ранее перевезенного на коренной берег, отсутствие четкого плана эвакуации, конкретного инструктажа членов паводковой комиссии и представителей органов милиции в их действиях по обеспечению перевозки населения привело, по существу, к бесконтрольной, безучетной посадке населения на борт вертолета.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|