|
|
|
Катастрофа Ил-18Б Казахского УГА в а/п Алма-Аты |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 22 ноября 1966 г.
Время: 10:36
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Алма-Ата
Тип ВС: Ил-18Б
Регистрация ВС: СССР-75665
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское УГА, Алма-Атинский ОАО
Рейс: Х-19
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 240 летного отряда производил взлет с МК=50° днем в СМУ. ВПП была покрыта слоем талого снега. Видимость на ВПП с курсом взлета 50° составляла 700 м, что соответствовало минимуму для взлета. В 10:35 экипаж доложил о готовности к взлету. Фактическая погода была: облачность 10/10 кучево-дождевая, разорвано-дождевая, вертикальная видимость 90 м, мокрый снег, дымка, ветер 320° 3 м/с. В 10:36 экипаж приступил к взлету. Пробежав по прямой 150 м от точки старта, самолет отклонился от оси ВПП на 1-2° вправо. В процессе разбега выключился двигатель №3, а его воздушный винт зафлюгировался. Экипаж выключения двигателя не определил. На расстоянии 550 м от точки старта самолет на скорости 160 км/ч правой тележкой сошел на грунт. При этом угол отклонения от оси ВПП вправо составлял 7°. После выкатывания с боковой полосы безопасности КВС не принял решения о прекращении взлета. Бортмеханик флюгирования воздушного винта не установил. Дальнейший разбег производился по грунту с поднятой передней опорой шасси на трех двигателях на взлетном режиме с постепенным уклонением вправо до 15°. Зная, что впереди овраг, КВС на скорости 180 км/ч резко полностью взял штурвал на себя, пытаясь отделить самолет от земли. Не имея достаточной скорости, самолет на больших углах атаки хвостовой частью ударился о бугор высотой 0,7 м в 102 м правее ВПП и в 704 м от точки схода с ВПП. Хвостовая часть отделилась. Затем самолет ударился о берег небольшой реки двигателем №4 и правой и передней опорами шасси. Передняя опора оторвалась. Далее самолет ударился о бугор. Правая тележка шасси и часть правой плоскости с обоими правыми двигателями отделились. Фюзеляж разломился по 56 шпангоуту. Самолет остановился на удалении 1 400 м от начала взлета при боковом отклонении от ВПП 127 м и частично сгорел. 2 пассажира погибли, остальные пассажиры и члены экипажа получили травмы. Бортрадист впоследствии скончался. По данным АМСГ высота снега на травяном покрове составляла 7 см. Вероятная высота снега на ВПП составляла 1-3 см.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
8 |
1 |
Пассажиры |
60 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, отказ техники |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-18Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-75665 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
23.12.1958 |
Заводской номер ВС |
188000704 |
Наработка ВС (часы) |
8407 |
Наработка ВС (циклы) |
4440 |
Силовая установка |
Н 2445071 Н 2445070 Н 2445063 Н 2445068 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
Х-19 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское УГА, Алма-Атинский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Алма-Ата |
Пункт назначения |
Семипалатинск |
Начальный пункт маршрута |
Алма-Ата |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Домодедово) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной летного происшествия явилось уклонение самолета на разбеге в результате выключения двигателя №3 и флюгирования его воздушного винта в условиях ВПП, покрытой мокрым снегом.
Другие причины:
1) Недооценка сложности условий взлета при принятии решения о выпуске самолетов в условиях ограниченной видимости и наличия талого снега на полосе со стороны командно-руководящего состава ОАО и а/п Алма-Ата и командира корабля.
2) Неправильное принятие решения командира корабля на продолжение взлета при уклонении самолета с ВПП на скорости меньше скорости отрыва.
3) Отсутствие доклада бортмеханика о флюгировании винта.
4) Наиболее вероятная причина выключения двигателя – попадание мокрого снега и воды с ВПП от колес передней опоры шасси в воздушный тракт двигателя при разбеге самолета. Инженер ЛЭРМ, наблюдая взлеты самолетов, отметил большое количество брызг от шасси, которые могли попасть в двигатели. Он доложил об этом командиру ОАО, который, получив доклад, принял решение выпустить два уже подготовленных самолета (№75882 и 75665) и только после этого приступить к очистке ВПП.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|