Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ил-12 Туркменского ТУ ГВФ в полете из Минеральных Вод в Ашхабад
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  03 мая 1959 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Туркменская ССР, район а/п Джебел
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-12592
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Туркменское территориальное управление ГВФ, 165 ао
 


Описание
    Экипаж 165 АТО Туркменского ТУ ГВФ в составе командира корабля, второго пилота, старшего бортмеханика, штурмана и бортрадиста выполнял перегонку самолета Ил-12 после ремонта в АРБ-410 из Киева в Ашхабад. Вылетев 2 мая из а/п Киев, экипаж после посадок в Днепропетровске, Сталино и Ростове в тот же день прибыл в а/п Минеральные Воды, где был оставлен на ночевку. Никаких замечаний по работе материальной части во время полета из Киева до Минеральных Вод не было.
    Утром 3 мая экипаж вылетел в а/п Ашхабад. Коммерческой загрузки на борту не было. Промежуточных посадок не предусматривалось. При пролете траверза Небит-Дага на высоте 3000 м возникла тряска левого двигателя с толчками и вибрация самолета. Обороты двигателя снизились до 1400 об/мин, давление бензина упало до нуля при нормальных показаниях остальных приборов, контролирующих работу двигателя. Попытка экипажа восстановить работу двигателя путем повышения давления бензина ручным насосом положительного результата не дала. Отсутствие на данном грузовом самолете термоизвещателей не дало возможности экипажу своевременно определить возникший пожар на левом двигателе и принять необходимые меры для его ликвидации. Обнаружив пожар визуально и применив огнетушители, экипаж начал снижение с вертикальной скоростью 12-15 м/с. Вследствие продолжающегося пожара мотогондола прогорела и через 1,5-2 минуты после обнаружения экипажем пожара отвалилась. После отделения двигателя на высоте 1800 м пожар прекратился. Экипаж произвел благополучную посадку на а/д Джебел. Оторвавшийся двигатель вместе с винтом, маслобаком и кусками мотогондолы был найден в горах Большого Балхана, в 40 км от места посадки самолета. Самолет восстановлению не подлежит.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-12592
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1948
Заводской номер ВС 8302523
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 829107295 (левый)


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Туркменское территориальное управление ГВФ, 165 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Минеральные Воды
Пункт назначения Ашхабад
Начальный пункт маршрута Киев (аэропорт неизвестен)
Конечный пункт маршрута Ашхабад


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Как установила комиссия ГУГВФ на месте происшествия, обрыв шатунов задней звезды и последующий пожар на двигателе начались с разрушения гильзы цилиндра №5, который был новым и был установлен на двигателе при последнем ремонте. Двигатель АШ-82ФН №829107295 наработал с начала эксплуатации 962 часа, а после последнего ремонта в АЭРБ-243 – 279 часов. Разрушение гильзы цилиндра №5 носит усталостный характер и начался с образования трещины на азотированном слое, по вине завода-поставщика. Разрушение гильзы цилиндра, обрыв шатунов задней звезды, пожар и прогар стенки переднего лонжерона центроплана около переднего левого бензобака лишь случайно не привел к тяжелому авиационному происшествию.
    За все время полета, от начала происшествия до посадки, экипаж проявил выдержку, а при посадке мастерство, однако решение о подкачке бензина в двигатель, работающий с интенсивной тряской, было ошибочным, что усугубило возникшую в полете обстановку.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.