По распоряжению начальника ДВТУ ГВФ экипаж под командованием пилота-инструктора ЛШО ДВТУ ГВФ Славгородского и экипаж командира звена Домарова на вертолетах Ми-4 149 авиаотряда ДВТУ ГВФ были направлены на о. Медный (Командорские о-ва) для выполнения перевозки на внешней подвеске строительных материалов от места их выгрузки с барж к строительной площадке, на 8 км вглубь острова. Согласно устных указаний начальника ДВТУ ГВФ, перевозка строительных материалов в связках по 600-900 кг должна была производиться с берега после выгрузки материалов рабочими, а при невозможности подхода барж к берегу разрешалось снятие грузов вертолетами непосредственно с барж, но со специальных настилов или с открытой палубы. Договора с заказчиком на выполнение этих работ заключено не было и условия работ не были определены. В заданиях экипажей порядок выполнения работ также не был указан. Задание на полет Славгородскому заполнялось им самим и было подписано не лицами летно-командного состава из руководства ДВТУ ГВФ, а начальником штаба 149 авиаотряда.
В начале полетов грузы брались с берега после их выгрузки с барж рабочими, но, так как из-за нехватки рабочих выгрузка производилась медленно, Славгородский принял решение брать грузы вертолетами непосредственно из трюмов барж. При выгрузке таким способом у командира звена Домарова было три случая зацепления связок бревен за разные части баржи. В одном из таких случаев Домаров был вынужден сбросить груз. Несмотря на это, Славгородский сам не прекратил и не запретил Домарову брать груз непосредственно из трюмов барж.
В результате сознательных нарушений, при очередной выгрузке экипажем Славгородского связка бревен из трюма зацепилась за цепь откидного трапа, а вертолет, удерживаемый тросом, остался в положении, соответствующему отрицательному углу тангажа 40-45°. В этом случае нужно было уменьшить шаг несущего винта и немедленно сбросить груз. Вместо этого экипаж увеличил шаг несущего винта до 11°30’. Трос оборвался и вертолет резко переместился вперед и вверх. Во избежание столкновения вертолета с крутым берегом, ручка циклического шага была резко взята на себя. В результате чрезмерного заваливания конуса вращения назад ударами лопастей несущего винта хвостовая балка была разрушена и оторвалась. Вертолет, вращаясь, упал на землю. Экипаж погиб. Вертолет полностью разрушен.
При расследовании установлено, что в нарушение методических указаний и программы подготовки командиров вертолетов пилот-инструктор Славгородский на таких сложных видах работ производил тренировку и ввод в строй молодого, только что окончившего переучивание на вертолете Ми-4 командира вертолета Тарантасова. При этом, как во всех предыдущих полетах, так и в день происшествия вертолетом управлял Тарантасов, находясь на левом сиденье.
|