Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8АМТ а/к ЮТэйр - вертолетные услуги в районе п.п. Ванкор
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 августа 2018 г.
Время:  09:44
Страна:  Россия
Место происшествия:  Красноярский край, Туруханский район, Ванкорское нефтяное месторождение, район п.п Ванкор
Тип ВС:  Ми-8АМТ
Регистрация ВС:  RA-25640
Авиакомпания:  ЮТэйр - вертолетные услуги
 


Описание
    Экипаж вертолета Ми-8АМТ RA-25640 а/к ЮТэйр – вертолетные услуги (бывший Нефтеюганский ОАО) выполнял заказной чартерный рейс по перевозке служебных пассажиров ООО «РН-Ванкор» по маршруту: п.п. Ванкор – 104 км магистрального нефтепровода – НПС-1 – НПС-2 – а/д Тарко-Сале. В 09:43 местного времени, во время набора высоты после взлета с п.п Ванкор-Северная, на истинной высоте около 150 м вертолет Ми-8АМТ RA-25640 лопастями несущего винта столкнулся с грузом на внешней подвеске вертолета Ми-8АМТ RA-22427 той же авиакомпании, вылетевшего с п.п. Ванкор-грузовая на п.п Сузун. В результате столкновения хвостовая балка отделилась от фюзеляжа. Ми-8АМТ RA-25640 перешел в беспорядочное падение, упал на землю на заболоченном участке тундры примерно в 680 м с Аи=180° от п.п. Ванкор-Северная (135,6 км от КТА а/п Игарка с А=288,5°), полностью разрушился и почти полностью сгорел. Экипаж и пассажиры погибли. Хвостовая балка Ми-8АМТ RA-25640 с намотанными на рулевой винт тросами подвески и грузом вертолета Ми-8АМТ RA-22427 упала на землю в 118 м от фюзеляжа.
    Вертолет Ми-8АМТ RA-22427 повреждений не получил. Экипаж произвел вынужденную посадку на посадочной площадке вылета. Столкновение произошло днем в простых метеоусловиях.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 15 15
На земле   0
Всего погибших 18


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/90f/50wfumg3v97ksvumjljfzvi6xtdxux22/report_ra-25640.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8АМТ
Регистрационный номер (id) ВС RA-25640
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 27.08.2010
Заводской номер ВС 8AMT00643084205U
Наработка ВС (часы) 3629
Наработка ВС (циклы) 3945
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания ЮТэйр - вертолетные услуги
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Ванкор
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Ванкор
Конечный пункт маршрута Тарко-Сале


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Расследованием установлено: перед полетами оба вертолета находились рядом на северной стоянке посадочной площадки Ванкор. Экипажи были знакомы, жили в одной гостинице и знали о планах полетов друг друга. Согласно плану полетов на 04.08.2018, время вылетов вертолетов составляло соответственно: 09:10 у экипажа вертолета Ми-8АМТ RA-25640 и 09:30 у экипажа вертолета Ми-8АМТ RA-22427.
    Проведя предполетную подготовку, экипаж Ми-8АМТ RA-22427 приступил к запуску двигателей и доложил в эфир о запуске в 09:18:17. В дальнейшем экипаж с места стоянки перелетел на грузовую площадку Ми-26 (около 350 м западнее северной стоянки) для подцепки груза на внешнюю подвеску, в 09:31:31 произвел посадку и приступил к подцепке груза (двух стальных цилиндров длиной 3,23 и 4,21 м и диаметром 170 и 210 мм).
    В 09:35:28 экипаж вертолета Ми-8АМТ RA-25640 на месте стоянки приступил к запуску двигателей.
    B 09:41:21 бортмеханик вертолета Ми-8АМТ RA-22427 переключил тумблер «ЛАРИНГ» СПУ-7 в положение «ВКЛ». С этого момента КВС перестал слышать переговоры экипажей других бортов и диспетчеров, что было связано с нештатной работой СПУ-7. Второй пилот и бортмеханик продолжали слышать внешний эфир.
    В 09:41:41 экипаж вертолёта Ми-8АМТ RA-22427 доложил в эфир о контрольном висении с подцепкой груза. Указанный доклад на записи бортового магнитофона вертолёта Ми-8АМТ RA-25640 прослушивается, но никаких комментарием со стороны экипажа не было (экипаж в это время занимался проверкой работоспособности систем вертолета).
    В 09:43:14 экипаж вертолёта Ми-8АМТ RA-25640 доложил в эфир о взлёте («25-640, взлетаем с Северной с курсом 160»). КВС вертолёта Ми-8АМТ RA-22427 этот доклад из-за неисправности СПУ-7 не слышал, в канале второго пилота и бортмеханика присутствует только начало доклада: «25-640, взлетаем...». Запись прерывается докладом второго пилота вертолёта Ми-8АМТ RA-22427 по СПУ о показаниях приборов силовой установки.
    В 09:43:22 экипаж вертолёта Ми-8АМТ RA-22427 приступил к разгону скорости с МК=150° и в 09:43:25 доложил в эфир о взлёте («22427, взлетаем Ванкор, площадка Ми-26, 150»). Данный доклад на записи магнитофона вертолёта Ми-8АМТ RA-25640 прослушивается хорошо. Однако в это время, уже в процессе взлета, экипаж вертолёта Ми-8АМТ RA-25640 продолжал чтение раздела «На исполнительном старте» карты контрольных проверок. Чтение было закончено, когда вертолет уже находился в воздухе на высоте 7-10 м, при этом карте не была зачитана в полном объеме. По СПУ не были озвучены результаты визуального осмотра на предмет отсутствия препятствий в направлении взлета. Доклады экипажа Ми-8АМТ RA-22427 о контрольном висении и производстве взлета экипаж вертолёта Ми-8АМТ RA-25640 не обсуждал.
    В 09:43:32 экипаж вертолёта Ми-8АМТ RA-25640 начал выполнять взлёт с МК=160°. Таким образом, разгон скорости и набор высоты вертолетами осуществлялся на пересекающихся курсах. Курсы взлета и посадки на п.п. Ванкор выбирают экипажи в соответствии с расположением посадочных площадок и направлением ветра, в АНП п.п. Ванкор порядок выхода на маршруты при взлете с различными курсами не определен. В момент АП ветер был 130° 5 м/с, что и обусловило взлет обоих ВС южными курсами. Несмотря на более ранний доклад о производстве взлета экипажем вертолета RA-25640, он начал выполнение разгона скорости на 10 сек позже экипажа вертолета RA-22427 и фактически находился сзади и ниже него, причем, начиная с 09:43:46, экипаж вертолета RA-22427, с целью выхода на запланированный маршрут полета, начал выполнять доворот влево, в сторону вертолета RA-25640.
    В 09:44:05 второй пилот вертолета Ми-8АМТ RA-22427, увидев слева вертолет Ми-8АМТ RA-25640, доложил: «Вертолет слева». КВС сразу начал выводить вертолет из левого крена с переводом в правый крен (за 4 сек угол крена изменился с 5° влево до 5° вправо) и эмоционально произнес в эфир «Ты смотри, куда взлетаешь, блин!». Запись этой фразы прослушивается на бортовом магнитофоне вертолета Ми-8АМТ RA-25640, но никаких комментариев не зафиксировано. В то же время КВС вертолета Ми-8АМТ RA-25640 начал энергичный отворот влево с созданием угла крена 38° и изменением курса со 158° до 130°, вероятно, увидев вертолет Ми-8АМТ RA-22427 или его внешнюю подвеску с грузом. Однако из-за дефицита времени и расстояния столкновение предотвратить не удалось. В 09:44:12 произошло столкновение. Сразу после столкновения КВС вертолета Ми-8АМТ RA-22427 спросил экипаж, был ли доклад о взлете от вертолета Ми-8АМТ RA-25640, на что второй пилот и бортмеханик ответили, что доклада не слышали.
    Диспетчер ЦПИ «Игарка» имея информацию о движении ВС из плана полетов, а также непосредственно от самих экипажей четырех различных бортов об их фактических действиях (запусках, контрольном висении, перемещениях, взлетах), информацию экипажам других ВС не предоставляла, не выполнив требования должностной инструкции. В то же время, находясь в а/п Игарка, диспетчер могла контролировать воздушную обстановку на п.п. Ванкор только по докладам экипажей, которые не всегда были точными и своевременными. Видеокамеры, которые могли бы давать соответствующую информацию, на п.п. Ванкор отсутствовали. На записи магнитофона диспетчера ЦПИ «Игарка» доклад экипажа вертолета Ми-8АМТ RA-22427 о взлете слышен неразборчиво, курс взлета прозвучал, как 50. Но, при нечетком понимании информации о воздушном движении на п.п. Ванкор, диспетчер проявила пассивность и мер к ее уточнению и предупреждению экипажей об опасности столкновения не принимала.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с вертолётом Ми-8АМТ RA-25640 произошло при выполнении полета по ПВП в визуальных метеоусловиях на этапе набора высоты после взлёта в результате столкновения лопастями НВ с тросами внешней подвески взлетевшего практически одновременно с соседней площадки (расстояние между площадками около 350 м) вертолёта Ми-8АМТ RA-22427, что привело к разрушению вертолета RA-25640 в воздухе с последующим возникновением наземного пожара.
    Наиболее вероятно, авиационное происшествие стало следствием сочетания следующих факторов:
    - недостаточная оценка уровня рисков, связанных с возможностью столкновения ВС в воздухе при высокой интенсивности воздушного движения на п.п. Ванкор, ее фактическом оснащении и порядке организации воздушного движения, как со стороны авиакомпании, так и со стороны авиационных властей и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;
    - отсутствие Технологии работы диспетчера ЦПИ «Игарка», определяющей порядок выполнения обязанностей диспетчера ПИО в отношении ВС, выполняющих полеты с п.п. Ванкор, и, как следствие, непонимание и невыполнение диспетчером своих обязанностей по своевременной передаче экипажам ВС имевшейся у нее информации об опасности столкновения;
    - нештатная работа СПУ-7 на вертолете Ми-8АМТ RA-22427, что в обстоятельствах аварийного полета практически исключило для его экипажа ведение радиоосмотрительности;
    - неудовлетворительное ведение радиоосмотрительности экипажем вертолета Ми-8АМТ RA-25640;
    - недостаточная разборчивость и качество УКВ-радиосвязи между воздушными судами на п.п. Ванкор и диспетчером ЦПИ «Игарка», обеспечиваемой через спутниковый ретранслятор;
    - пассивность диспетчера ЦПИ «Игарка» при наличии сомнений в корректности полученной по радиосвязи информации;
    - неудовлетворительная ситуационная осведомленность экипажей обоих ВС перед и при выполнении взлетов;
    - фактическое взаимное расположение ВС (траектории полета), которое практически исключило эффективное ведение визуальной осмотрительности в полете.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.