|
|
|
Катастрофа Ми-8АМТ а/к ЮТэйр - вертолетные услуги в районе п.п. Ванкор |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 04 августа 2018 г.
Время: 09:44
Страна: Россия
Место происшествия: Красноярский край, Туруханский район, Ванкорское нефтяное месторождение, район п.п Ванкор
Тип ВС: Ми-8АМТ
Регистрация ВС: RA-25640
Авиакомпания: ЮТэйр - вертолетные услуги
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж вертолета Ми-8АМТ RA-25640 а/к ЮТэйр – вертолетные услуги (бывший Нефтеюганский ОАО) выполнял заказной чартерный рейс по перевозке служебных пассажиров ООО «РН-Ванкор» по маршруту: п.п. Ванкор – 104 км магистрального нефтепровода – НПС-1 – НПС-2 – а/д Тарко-Сале. В 09:43 местного времени, во время набора высоты после взлета с п.п Ванкор-Северная, на истинной высоте около 150 м вертолет Ми-8АМТ RA-25640 лопастями несущего винта столкнулся с грузом на внешней подвеске вертолета Ми-8АМТ RA-22427 той же авиакомпании, вылетевшего с п.п. Ванкор-грузовая на п.п Сузун. В результате столкновения хвостовая балка отделилась от фюзеляжа. Ми-8АМТ RA-25640 перешел в беспорядочное падение, упал на землю на заболоченном участке тундры примерно в 680 м с Аи=180° от п.п. Ванкор-Северная (135,6 км от КТА а/п Игарка с А=288,5°), полностью разрушился и почти полностью сгорел. Экипаж и пассажиры погибли. Хвостовая балка Ми-8АМТ RA-25640 с намотанными на рулевой винт тросами подвески и грузом вертолета Ми-8АМТ RA-22427 упала на землю в 118 м от фюзеляжа.
Вертолет Ми-8АМТ RA-22427 повреждений не получил. Экипаж произвел вынужденную посадку на посадочной площадке вылета. Столкновение произошло днем в простых метеоусловиях.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
15 |
15 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8АМТ |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-25640 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
27.08.2010 |
Заводской номер ВС |
8AMT00643084205U |
Наработка ВС (часы) |
3629 |
Наработка ВС (циклы) |
3945 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
ЮТэйр - вертолетные услуги |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Ванкор |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Ванкор |
Конечный пункт маршрута |
Тарко-Сале |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
Расследованием установлено: перед полетами оба вертолета находились рядом на северной стоянке посадочной площадки Ванкор. Экипажи были знакомы, жили в одной гостинице и знали о планах полетов друг друга. Согласно плану полетов на 04.08.2018, время вылетов вертолетов составляло соответственно: 09:10 у экипажа вертолета Ми-8АМТ RA-25640 и 09:30 у экипажа вертолета Ми-8АМТ RA-22427.
Проведя предполетную подготовку, экипаж Ми-8АМТ RA-22427 приступил к запуску двигателей и доложил в эфир о запуске в 09:18:17. В дальнейшем экипаж с места стоянки перелетел на грузовую площадку Ми-26 (около 350 м западнее северной стоянки) для подцепки груза на внешнюю подвеску, в 09:31:31 произвел посадку и приступил к подцепке груза (двух стальных цилиндров длиной 3,23 и 4,21 м и диаметром 170 и 210 мм).
В 09:35:28 экипаж вертолета Ми-8АМТ RA-25640 на месте стоянки приступил к запуску двигателей.
B 09:41:21 бортмеханик вертолета Ми-8АМТ RA-22427 переключил тумблер «ЛАРИНГ» СПУ-7 в положение «ВКЛ». С этого момента КВС перестал слышать переговоры экипажей других бортов и диспетчеров, что было связано с нештатной работой СПУ-7. Второй пилот и бортмеханик продолжали слышать внешний эфир.
В 09:41:41 экипаж вертолёта Ми-8АМТ RA-22427 доложил в эфир о контрольном висении с подцепкой груза. Указанный доклад на записи бортового магнитофона вертолёта Ми-8АМТ RA-25640 прослушивается, но никаких комментарием со стороны экипажа не было (экипаж в это время занимался проверкой работоспособности систем вертолета).
В 09:43:14 экипаж вертолёта Ми-8АМТ RA-25640 доложил в эфир о взлёте («25-640, взлетаем с Северной с курсом 160»). КВС вертолёта Ми-8АМТ RA-22427 этот доклад из-за неисправности СПУ-7 не слышал, в канале второго пилота и бортмеханика присутствует только начало доклада: «25-640, взлетаем...». Запись прерывается докладом второго пилота вертолёта Ми-8АМТ RA-22427 по СПУ о показаниях приборов силовой установки.
В 09:43:22 экипаж вертолёта Ми-8АМТ RA-22427 приступил к разгону скорости с МК=150° и в 09:43:25 доложил в эфир о взлёте («22427, взлетаем Ванкор, площадка Ми-26, 150»). Данный доклад на записи магнитофона вертолёта Ми-8АМТ RA-25640 прослушивается хорошо. Однако в это время, уже в процессе взлета, экипаж вертолёта Ми-8АМТ RA-25640 продолжал чтение раздела «На исполнительном старте» карты контрольных проверок. Чтение было закончено, когда вертолет уже находился в воздухе на высоте 7-10 м, при этом карте не была зачитана в полном объеме. По СПУ не были озвучены результаты визуального осмотра на предмет отсутствия препятствий в направлении взлета. Доклады экипажа Ми-8АМТ RA-22427 о контрольном висении и производстве взлета экипаж вертолёта Ми-8АМТ RA-25640 не обсуждал.
В 09:43:32 экипаж вертолёта Ми-8АМТ RA-25640 начал выполнять взлёт с МК=160°. Таким образом, разгон скорости и набор высоты вертолетами осуществлялся на пересекающихся курсах. Курсы взлета и посадки на п.п. Ванкор выбирают экипажи в соответствии с расположением посадочных площадок и направлением ветра, в АНП п.п. Ванкор порядок выхода на маршруты при взлете с различными курсами не определен. В момент АП ветер был 130° 5 м/с, что и обусловило взлет обоих ВС южными курсами. Несмотря на более ранний доклад о производстве взлета экипажем вертолета RA-25640, он начал выполнение разгона скорости на 10 сек позже экипажа вертолета RA-22427 и фактически находился сзади и ниже него, причем, начиная с 09:43:46, экипаж вертолета RA-22427, с целью выхода на запланированный маршрут полета, начал выполнять доворот влево, в сторону вертолета RA-25640.
В 09:44:05 второй пилот вертолета Ми-8АМТ RA-22427, увидев слева вертолет Ми-8АМТ RA-25640, доложил: «Вертолет слева». КВС сразу начал выводить вертолет из левого крена с переводом в правый крен (за 4 сек угол крена изменился с 5° влево до 5° вправо) и эмоционально произнес в эфир «Ты смотри, куда взлетаешь, блин!». Запись этой фразы прослушивается на бортовом магнитофоне вертолета Ми-8АМТ RA-25640, но никаких комментариев не зафиксировано. В то же время КВС вертолета Ми-8АМТ RA-25640 начал энергичный отворот влево с созданием угла крена 38° и изменением курса со 158° до 130°, вероятно, увидев вертолет Ми-8АМТ RA-22427 или его внешнюю подвеску с грузом. Однако из-за дефицита времени и расстояния столкновение предотвратить не удалось. В 09:44:12 произошло столкновение. Сразу после столкновения КВС вертолета Ми-8АМТ RA-22427 спросил экипаж, был ли доклад о взлете от вертолета Ми-8АМТ RA-25640, на что второй пилот и бортмеханик ответили, что доклада не слышали.
Диспетчер ЦПИ «Игарка» имея информацию о движении ВС из плана полетов, а также непосредственно от самих экипажей четырех различных бортов об их фактических действиях (запусках, контрольном висении, перемещениях, взлетах), информацию экипажам других ВС не предоставляла, не выполнив требования должностной инструкции. В то же время, находясь в а/п Игарка, диспетчер могла контролировать воздушную обстановку на п.п. Ванкор только по докладам экипажей, которые не всегда были точными и своевременными. Видеокамеры, которые могли бы давать соответствующую информацию, на п.п. Ванкор отсутствовали. На записи магнитофона диспетчера ЦПИ «Игарка» доклад экипажа вертолета Ми-8АМТ RA-22427 о взлете слышен неразборчиво, курс взлета прозвучал, как 50. Но, при нечетком понимании информации о воздушном движении на п.п. Ванкор, диспетчер проявила пассивность и мер к ее уточнению и предупреждению экипажей об опасности столкновения не принимала.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Авиационное происшествие с вертолётом Ми-8АМТ RA-25640 произошло при выполнении полета по ПВП в визуальных метеоусловиях на этапе набора высоты после взлёта в результате столкновения лопастями НВ с тросами внешней подвески взлетевшего практически одновременно с соседней площадки (расстояние между площадками около 350 м) вертолёта Ми-8АМТ RA-22427, что привело к разрушению вертолета RA-25640 в воздухе с последующим возникновением наземного пожара.
Наиболее вероятно, авиационное происшествие стало следствием сочетания следующих факторов:
- недостаточная оценка уровня рисков, связанных с возможностью столкновения ВС в воздухе при высокой интенсивности воздушного движения на п.п. Ванкор, ее фактическом оснащении и порядке организации воздушного движения, как со стороны авиакомпании, так и со стороны авиационных властей и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;
- отсутствие Технологии работы диспетчера ЦПИ «Игарка», определяющей порядок выполнения обязанностей диспетчера ПИО в отношении ВС, выполняющих полеты с п.п. Ванкор, и, как следствие, непонимание и невыполнение диспетчером своих обязанностей по своевременной передаче экипажам ВС имевшейся у нее информации об опасности столкновения;
- нештатная работа СПУ-7 на вертолете Ми-8АМТ RA-22427, что в обстоятельствах аварийного полета практически исключило для его экипажа ведение радиоосмотрительности;
- неудовлетворительное ведение радиоосмотрительности экипажем вертолета Ми-8АМТ RA-25640;
- недостаточная разборчивость и качество УКВ-радиосвязи между воздушными судами на п.п. Ванкор и диспетчером ЦПИ «Игарка», обеспечиваемой через спутниковый ретранслятор;
- пассивность диспетчера ЦПИ «Игарка» при наличии сомнений в корректности полученной по радиосвязи информации;
- неудовлетворительная ситуационная осведомленность экипажей обоих ВС перед и при выполнении взлетов;
- фактическое взаимное расположение ВС (траектории полета), которое практически исключило эффективное ведение визуальной осмотрительности в полете.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|