Экипаж 1 летного отряда 1-го Тюменского ОАО выполнял транспортно-связной полет по маршруту Ханты-Мансийск - Ишим с пролетом а/п Тобольск. Коммерческая загрузка на борту отсутствовала.
Прогноз погоды по маршруту с 16:20 до 19:30 мск предусматривал: тыл циклона, ветер на высоте 100-500 м 40° 30 км/ч, видимость 3000 м, ливневый дождь, облачность 6 баллов раз.-дожд. 200 м, 6 баллов сл.-куч. 500 м, умеренная турбулентность, во 2-й половине маршрута - 6 баллов куч.-дожд. 500 м, 5 баллов раз.-дожд. 200 м.
Взлет в а/п Ханты-Мансийск произведен в 16:32. В 17:32 экипаж доложил диспетчеру МДП Тобольска вход в зону и сообщил расчетное время пролета траверза а/п Тобольск. Диспетчер дал указание следовать на контрольную точку Черкашино на высоте 250 м по минимальному приведенному давлению 746 мм рт.ст.
В 17:48 экипаж, находясь в 7 км от Черкашино, левее оси маршрута 4,5 км, чем грубо нарушил требования п.7.5.1 НПП ГА-85, запросил разрешение о переходе на связь с диспетчером ДПП Тобольска. Перейдя на связь с ДПП, экипаж, в нарушение п.4.3.1 Правил и фразеологии радиообмена, не сообщил пролет контрольной точки Черкашино. Диспетчер ДПП, имея фактическую погоду а/п Тобольск за 17:20 (НГО=340 м), в нарушение п.6.2.5.3. НСД ГА-81, ИПП а/п Тобольск и Технологии работы диспетчера, разрешил экипажу полет по ПВП на высоте 250 м. На протяжении всего полета ВС в зоне ответственности диспетчер ДПП не уточнял по докладу экипажа места самолета, не контролировал вход в зону взлета и посадки по радиопеленгатору и не указал маршрут следования. В 17:51 диспетчер ДПП получил информацию о снижении НГО на аэродроме до 200 м, но, в нарушении ИПП, не информировал об этом экипаж и не дал команду занять высоту 100 м.
В 17:55:15 экипаж, на удалении 17,5 км вместо определенного ИПП удаления 10 км, доложил диспетчеру вход в круг и запросил пролет ДПРМ на высоте 250 м. Диспетчер разрешил вход в круг и не информировал экипаж о радиопеленге, хотя разница в пеленгах между расчетной точкой входа в круг и точкой доклада экипажа составляла 16°.
Следуя с отклонением от установленного маршрута, в подоблачном слое моросящих осадков, самолет (за 28 сек. до столкновения с препятствием) попал в неблагоприятные местные погодные условия с резким ухудшением видимости, обусловленные наличием в этом районе ТЭЦ. По данным опроса свидетелей, с северной и западной стороны трубы Тобольской ТЭЦ закрывались парами от градирен, в результате чего при полете в условиях моросящих осадков увидеть трубу на безопасном расстоянии и принять меры по ее обходу было крайне затруднительно. В нарушение требований НАС ГА-66, светоограждение трубы в момент происшествия, при наличии низкой облачности и ухудшенной видимости, не было включено.
Следуя в условиях полета, не соответствующих ПВП, самолет на высоте 191 м от поверхности земли правой полукоробкой крыльев столкнулся с ограждением смотровой площадки трубы ТЭЦ. При ударе правая полукоробка крыльев разрушилась. Самолет, пролетев с правым креном и разворотом 40-50 м, перешел на пикирование и через 5-7 секунд после столкновения с препятствием столкнулся с землей в 300 м от трубы с углом пикирования 70-80°, полностью разрушился и сгорел. Экипаж погиб. Катастрофа произошла в 17:56 в 15 км с азимутом 220° от а/п Тобольск.
Фактическая погода а/п Тобольск за 17:50 - ветер на кругу 260° 15 м/с, видимость 5000 м, дымка, дождь, облачность 10 баллов сл.-дожд., раз.-дожд. 200 м.
|