|
|
|
Катастрофа Ан-2 Дальневосточного УГА в Аяно-Майском р-не Хабаровского края |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 21 сентября 1988 г.
Время: 10:03
Страна: СССР
Место происшествия: Хабаровский край, Аяно-Майский район, 10 км восточнее п/п Айыкан
Тип ВС: Ан-2ТП
Регистрация ВС: СССР-70848
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 144 летного отряда выполнял транспортно-связной полет по перевозке груза дизельного топлива весом 1 100 кг для артели старателей «Амур» по маршруту п/п Белькачи - река Малый Аим - п/п Айыкан. Взлет с п/п Белькачи произведен в 01:51 мск (08:51 местного времени). Расчетное время посадки на п/п Айыкан в 02:55. На последнем участке маршрута экипаж самолета, следуя по ПВП на высоте 1 200 м по приведенному давлению 755 мм рт.ст., вошел в облачность, безопасного эшелона полета по ППП не занял. В облаках экипаж пролетел пункт назначения Айыкан и занял высоту 1 350 м для возврата в Белькачи. Через 5 минут после занятия высоты 1 350 м экипаж приступил к снижению и в 03:03 мск столкнулся с восточным склоном горы с отметкой 1 100 м на высоте 1 090 м (58°00’15” СШ, 134°10’09” ВД) в 10 км восточнее п/п Айыкан (120 км с азимутом 290° от а/п Нелькан). Экипаж погиб. Самолет полностью разрушился и сгорел с 1 по 20 шпангоуты.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2ТП |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-70848 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
25.09.1970 |
Заводской номер ВС |
1G119-34 |
Наработка ВС (часы) |
9150 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
К 16251125 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Белькачи |
Пункт назначения |
Айыкан |
Начальный пункт маршрута |
Белькачи |
Конечный пункт маршрута |
Айыкан |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
Полеты в Аяно-Майском районе проводились с 16 сентября с базированием на посадочной площадке Белькачи (Якутская АССР), являющейся базой снабжения артели «Амур». В день происшествия полеты с п/п Белькачи на п/п Айыкан производились тремя самолетами Ан-2: №35056 - взлет в 01:50, №70848 - взлет в 01:51 и №35040 - взлет в 01:55.
Груз дизельного топлива на борту Ан-2 №70848 находился в одной емкости, представлявшей собой бак диаметром 130 см, высотой 90 см, из листовой стали толщиной 3мм. Полетный вес и центровка не выходили за установленные ограничения.
Прогноз погоды по маршруту с 01:00 до 08:00 предусматривал: ветер 20° 50 км/ч, видимость 5000 м, дымка, ливневый дождь, облачность 10 баллов кучево-дождевая, 1800 м, 3 балла 500 м, 10 баллов средняя, до 05:00 по долинам рек видимость 500 м, туман.
Прогноз соответствовал ПВП по данному маршруту.
Фактический ветер, по показаниям экипажей Ан-2 №35056 и 35040, был 300° 40 км/ч. Все три экипажа выполняли полет на высоте 1 200 м по приведенному давлению 755 мм рт.ст. Облачность, по заявлениям экипажей, была 7-8 баллов на высоте 1 500 м. От траверза оз. Энде-Кюель (50 км от пункта вылета) видимость за счет осадков временами ухудшалась до 5 км. При подходе к посадочной площадке экипаж Ан-2 №35056 наблюдал низкую облачность на восточном склоне отметки 1 252 м, в 10 км восточнее-юго-восточнее п/п Айыкан, о чем он информировал другие борта. Экипаж Ан-2 №70848 передал в ответ, что, наверное, будет возвращаться. На запрос о местонахождении он ответил: «Иду в облаках». Экипаж Ан-2 №35056 предупредил КВС Ан-2 №70848 об облачности, прикрывающей горы, и наличии гор выше 1 200 м в этом районе. Затем экипаж Ан-2 №35056 произвел посадку в Айыкане (в 02:46).
Находясь на прямой, экипаж Ан-2 №35040 дал КВС Ан-2 №70848 аналогичную метеоинформацию. КВС в ответ передал о следовании в облаках и намерении возвращаться. КВС Ан-2 №35040 ему ответил, что правее реки Айыкан погода нормальная, и в 02:51 произвел посадку в Айыкане (полет длился 56 минут).
Комиссия установила, что около 03:00 вершины ближних к п/п Айыкан с юга и востока гор высотой 1000 м начали закрываться облачностью. Экипаж вертолета Ми-8 №25709 произвел возврат в Нелькан, встретив облачность высотой 1000-1300 м, не соответствующей минимуму трассы. Таким образом, можно сделать вывод, что южнее, юго-восточнее и восточнее площадки Айыкан наблюдалась облачность высотой 900-1100 м. Исходя из этого, можно полагать, что при входе в зону осадков от траверза озера Энде-Кюель экипаж не учел фактического ветра и, следуя расчетным курсом, прошел поворотный пункт Малый Аим (слияние рек Малый Аим и Удахан-Даллым) левее на 20-25 км в 125 км от пункта вылета. Доложенное экипажем время пролета этого пункта в 02:33 соответствует путевой скорости 180 км/ч, в то время как фактическая путевая скорость (по времени полета других бортов) была 200-205 км/ч и фактическое время пролета п.п. Малый Аим должно быть 02:24. Это свидетельствует, что экипаж следовал в условиях хуже установленного минимума и, возможно, в облаках. Встретив облачность, экипаж в нарушение требований НПП ГА-85 не принял решение о возврате, а продолжил полет в пункт назначения.
После связи с Ан-2 №35056, через 58 минут полета (в 02:49), за 14 минут до конца записи на барографе, экипаж приступил к набору высоты 1350 м, следуя прежним курсом. В 02:51, в момент связи с Ан-2 №35040, самолет находился восточнее посадочной площадки на 15-20 км. В это время он начал выполнять правый разворот для возврата, проходя (по показаниям очевидцев) над приисковым участком Ниж. Бурея. Высоту 1 350 м экипаж набрал через 5 минут. Затем 5 минут самолет находился в горизонтальном полете, после чего в течение 4 минут снижался с вертикальной скоростью 1-1,5 м/с с МК~330-340°.
В 03:03, на высоте 1 090 м самолет столкнулся с каменистым, имеющим уклон 8°, склоном горы с отметкой 1 100 м. Удар произошел с углом тангажа -3° (угол встречи с землей 11°) левой, а затем правой стойками шасси. Через 4,5 м самолет ударился о склон нижней частью двигателя. От места удара разрушенный самолет переместился на 43 м. Сорванная при ударе с места крепления емкость с топливом, переместившись вперед через пилотскую кабину, остановилась разрушенной в 10 м впереди самолета.
|
Описание выявленных причин АП |
По заключению комиссии, отказов материальной части самолета, обледенения и смещения груза в полете не было.
Комиссия считает, что наиболее вероятной причиной снижения экипажа не только ниже безопасной высоты для ППП, но и для ПВП, стало следующее: получив информацию от экипажа Ан-2 №35040, что правее р. Айыкан погода нормальная и его фактическое время полета 56 минут, КВС понял, что уже пролетел Айыкан и начал набор высоты, опасаясь превышения 1 252 м по курсу полета. Заняв высоту 1 350 м, он развернулся на 338° и, пройдя с этим магнитным курсом 5 минут, посчитал, что вышел в район понижения рельефа и принял решение на снижение с целью выхода на визуальный полет и посадки в Айыкане. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы явилось нарушение экипажем ПВП, выразившееся в продолжении полета в облачности на высоте ниже безопасной, снижении в горной местности при незнании своего местонахождения, в результате чего произошло столкновение со склоном горы.
Количество метеопостов и организация получения фактической погоды от имеющихся метеопостов и бортовой погоды на АМСГ Николаевска-на-Амуре не позволяет обеспечивать качественное метеообеспечение полетов в Аяно-Майском районе.
Отсутствие в НПП ГА-85 требований по использованию экипажами ВС ориентировочных прогнозов погоды (кроме вылетов по санзаданиям) способствует двоякому толкованию о возможности их использования при авиационных работах. Отсутствие автономных автоматических средств навигации не позволяет улучшить обеспечение полетов в горной малонаселенной местности.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|