Экипаж 1-й отдельной учебной авиаэскадрильи Белорусского ТУ ГВФ в составе пилота-инструктора, бортмеханика-инструктора, бортрадиста-инструктора, старшего штурмана АЭ, двух слушателей-пилотов, слушателя-бортмеханика и слушателя-бортрадиста в 19:05 12 марта 1959 г. вылетел из Минска в Москву для выполнения учебного рейса. В 21:50 самолет произвел посадку в а/п Внуково. Вылет в обратный рейс был назначен на 22:30, но задержан до 23:30 по указанию службы движения а/п Минск и с согласия командования АЭ для погрузки срочного груза, а затем по ее же распоряжению, но уже без согласования с командованием АЭ, задержан до 03:15 13 марта для погрузки газетных матриц. Таким образом, учебный рейс был превращен в производственный. После заявления пилота-инструктора, что экипаж находится на работе с 18:00, экипаж отпущен в профилакторий, куда прибыл в 1 час ночи, но отдыха не получил, так как сразу после приема пищи был вызван к вылету и прибыл на аэродром в 2 часа ночи. Доставка матриц в аэропорт произошла с опозданием, в связи с чем вылет был еще задержан и состоялся в 04:22 (то есть, задержан на 6 часов от первоначально запланированного). Продолжительность рабочего дня экипажа к моменту вылета, в нарушение §57 НПП ГА-58, составила более 10 часов.
При выполнении взлета с курсом 242° самолет непосредственно после его перевода в режим набора высоты упал на землю в 1500 м от начала ВПП и в 27 м левее нее.
В момент происшествия фактическая погода в а/п Внуково была: туман, видимость 500 м, ветер северо-восточный 1 м/с.
При расследовании установлено: взлет производил пилот-инструктор с левого сиденья (личный метеоминимум 30х300 м). Один из слушателей-пилотов занимал место второго пилота. После отрыва пилот-инструктор потерял пространственное положение. Оказавшись в неустойчивом режиме полета, с выпущенными шасси, самолет стал входить то в левый, то в правый крен. Пилот-инструктор решил произвести вынужденную посадку и убрал наддув. Самолет снизился и зацепил крылом за землю. Члены экипажа и находившийся на борту один пассажир получили ушибы.
По объяснениям пилота-инструктора, на высоте 2-3 м самолет вошел в плотную волну тумана с отсутствием горизонтальной видимости. При включенных фарах получился сильный световой экран.
|