После посадки в аэропорту Подкаменная Тунгуска экипаж был ознакомлен с прогнозом погоды по аэродрому Шушенское, запасным Красноярск и Абакан, включая информацию об ожидаемом ветровом режиме по высотам полета. Правилам принятия решения на вылет метеоусловия не препятствовали.
В состав радиотехнического оборудования системы посадки на аэродроме назначения Шушенское входили ближний приводной радиомаркер (БПРМ) и автоматический радиопеленгатор АРП-7С. Дальний приводной радиомаркер с 27.12.96г. из регламента исключен. Средства радиолокационного контроля на аэродроме отсутствовали. Минимум аэродрома 200х3000м.
При вылете из аэропорта Подкаменная Тунгуска на борту воздушного судна (ВС) находились 20 взрослых пассажиров и 4 ребенка. Взлетная масса самолета и центровка не выходили за пределы установленных ограничений. По решению КВС на участке маршрута Подкаменная Тунгуска - Шушенское воздушное судно пилотировал второй пилот.
Расследованием установлено, что поворотные пункты маршрута Емельяново и Идринское воздушное судно прошло без отклонений от трассы. В зону вспомогательного районного центра (ВРЦ) УВД Абакан ВС вошло на эшелоне 7200м. После доклада диспетчеру о расчетном времени снижения экипаж получил разрешение занять эшелон 4500м и приступил к снижению, не затребовав у диспетчера данные о местоположении ВС и пеленг от Абакана. В нарушение требований п.2.4. "Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа" и раздела 4.5.1 РЛЭ Як-40 перевод ВС на снижение был выполнен без уточнения фактического угла сноса, что привело к несоответствию выдерживаемых экипажем поправок на снос фактическому ветру. В условиях уменьшавшейся по мере снижения боковой составляющей западного ветра, уклонение самолета на запад прогрессивно увеличивалось. Получив разрешение на снижение до высоты 4500м, КВС установил контрольную связь с диспетчером командно-диспетчерского пункта местных воздушных линий (КДП МВЛ) аэропорта Шушенское и по запросу получил фактическую погоду: "Неустойчивый 2, видимость 6000, дымка, значительная 1300, минус 05, давление 735, посадочный 255, дальний не работает".
В процессе снижения отклонение ВС от трассы органами УВД установлено не было. Диспетчер пункта подхода (ДПП) Абакан в нарушение требований п. 6.4.7 НПП ГА-85 разрешил снижение до эшелона 2100м и передал управление ВС диспетчеру КДП МВЛ Шушенское, не уточнив местонахождение самолета и не проинформировав экипаж о наличии уклонения от трассы. Диспетчер КДП МВЛ Шушенское, приняв ВС на управление, не сообщил экипажу пеленг и не дожидаясь доклада экипажа о выбранном методе захода на посадку рекомендовал визуальный заход с посадочным курсом 255 град. чем нарушил требование п.6.5.8. НПП ГА-85, п.п. 4.2.2. и 4.2.3 "Технологии работы диспетчера КДП МВЛ".
Экипаж воздушного судна при настройке радиокомпаса (АРК) на БПРМ Шушенское в нарушение требований раздела 4.5.1 РЛЭ Як-40 позывные привода четко не прослушал в результате чего настройка радиокомпаса была выполнена неточно. При этом на показания АРК, по заключению комиссии, могло оказать влияние воздействие постороннего источника. Комиссией установлено, что АРК был исправен, БПРМ включен.
На высоте 1800м самолет вошел в облачность и дальнейшее снижение проходило в облаках. Экипаж осуществлял самолетовождение, не используя комплексно средства навигации в соответствии с требованиями п.п. 5.1.3. - 5.1.5 НШС ГА-86, местоположение самолета у органов УВД не запрашивал и при неточной настройке АРК уклонение от линии заданного пути определить не смог. В результате экипаж потерял ориентировку и вышел на высоте 500м не в район 4-го разворота, а в сектор обратный посадочному на удалении 16 км от ВПП, в район локального тумана, образовавшегося в результате парения открытой водной поверхности Енисея.
О несоответствии фактической погоды экипаж диспетчеру не доложил, нарушив тем самым требования п.7.1.13. НПП ГА-85 и, не имея визуального контакта с наземными ориентирами, приступил к построению маневра для выполнения визуального захода на посадку в секторе взлетного курса. Снизившись ниже минимально безопасной высоты до 350м и, не обнаружив ВПП, КВС принял решение о выполнении повторного захода на посадку. Установив несоответствие фактической погоды условиям визуального захода на посадку, КВС не принял решение о выполнении захода по приборам. В процессе выполнения повторного захода диспетчер запросил у экипажа нажатие и сообщил ему обратный пеленг 75 град. Но ни диспетчер ни экипаж не смогли по этой информации определить, что ВС находится в противоположном посадочному секторе аэродрома. Экипаж продолжил заход и после доклада диспетчеру о готовности к посадке получил разрешение: "посадку разрешаю, обратный 75". КВС в нарушение требований п.7.6.15. НПП ГА-85 не имея визуального контакта с наземными ориентирами допустил снижение ВС ниже ВПР, решение об уходе на второй круг принял поздно, в результате чего самолет столкнулся с поверхностью земли в точке, превышающей КТА аэродрома на 73м на удалении 17,5 км от ВПП и левее 1,3 км линии курса взлета. Воздушное судно получило значительные повреждения, члены экипажа и пассажиры не пострадали.
|