|
|
|
Катастрофа Ан-2Р Латвийского РПО ГА в Салдусе |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 13 июня 1981 г.
Время: 09:51
Страна: СССР
Место происшествия: Латвийская ССР, Салдус
Тип ВС: Ан-2Р
Регистрация ВС: CCCP-07712
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Латвийское РПО ГА
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 342 летного отряда выполнял АХР по рассеву минеральных удобрений (аммиачной селитры) с оперативной точки - аэродрома Салдус. На 6-м полете в день происшествия взлет произведен в 09:50 мск в юго-западном направлении. После взлета и выполнения спаренных первого и второго левых разворотов экипаж следовал к обрабатываемому участку. По показаниям свидетелей, в горизонтальном полете в районе железнодорожного вокзала Салдуса (на траверзе ИВПП) начались перебои в работе двигателя, что, вероятно, заставило экипаж принять решение на выполнение вынужденной посадки на аэродроме с курсом взлета или на поле, указанном в инструкции по производству полетов в качестве запасной площадки. После выполнения отворота влево с креном более 30°, в связи с наличием попутного ветра, нахождением на борту 1150 кг минеральных удобрений и резкого ухудшения аэродинамических качеств самолета произошла потеря около 25 м высоты, что не позволило экипажу пройти над препятствиями (резервуарами нефтебазы г. Салдус) и выполнить посадку на находящееся за нефтебазой картофельное поле. Самолет с креном 60° задел нижней плоскостью за ограждение на крыше резервуара №34. После удара об ограждение произошел удар о крышу резервуара (на высоте 15 м от земли) левой нижней плоскостью и левым колесом. При этом левое нижнее крыло было сломано. Самолет развернуло влево и за счет оставшейся поступательной скорости ударило колесами шасси, правой полукоробкой крыльев, силовой установкой и фюзеляжем о боковую стенку верхней части соседнего резервуара №39, заполненного печным топливом. При ударе самолет взорвался, упал на землю рядом с резервуром №39, разрушился и сгорел. В момент удара и при пожаре на земле взорвались корневой и средний топливный баки правой группы и корневой бак левой группы. Пожарные подразделения прибыли на место и приступили к тушению пожара через 6 минут, пожар был ликвидирован за 16 минут. Обломки самолета разбросаны на площади 40х23 м. Часть верхней правой плоскости оторвалась и осталась на верхней части резервуара №39, который получил значительные повреждения, разлива и возгорания топлива из него не произошло. Фюзеляж самолета полностью сгорел по 23 шпангоут. Катастрофа произошла в 09:51.
После последнего технического обслуживания по форме Ф-1, проведенного 27 мая, наработка самолета составила 52 часа.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2Р |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-07712 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.07.1974 |
Заводской номер ВС |
1G158-32 |
Наработка ВС (часы) |
3801 |
Наработка ВС (циклы) |
15340 |
Силовая установка |
К 1616906 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Латвийское РПО ГА |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Салдус |
Пункт назначения |
Салдус |
Начальный пункт маршрута |
Салдус |
Конечный пункт маршрута |
Салдус |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Двигатель был направлен на исследование в ГосНИИ ЭРАТ ГА, где установлено разрушение поршневых колец №3 в цилиндрах №7 и 9 и поршневого кольца №4 в цилиндре №6. Причиной разрушения газоуплотнительного кольца №3 поршня №9 явилось снижение прочности из-за дефекта в микроструктуре его материала. Разрушение маслосбрасывающего кольца №4 поршня №6 и газоуплотнительного кольца №3 поршня №7 могло быть обусловлено износом боковых поверхностей канавок поршней, в которых они находились. Разрушенные кольца покрыты нагаром и имеют засветление в районе изломов, что свидетельствует о длительной работе двигателя с поломанными кольцами.
4-х ходовой бензокран, карбюратор АКМ-62ИР, топливный насос БНК-12 с приводом и маслонасос МШ-8М с центрифугой ТЦМ-25, по заключению ГосНИИ ЭРАТ ГА, до момента АП находились в работоспособном состоянии.
При ударе о стенку резервуара лопасти воздушного винта были погнуты, но при этом на их передних и задних кромках отсутствуют забоины, что говорит о возможной остановке двигателя.
При осмотре свечей СД-48БСМ установлено замасливание передних свечей цилиндров №5,6,7,8. При проверке на заводе №420 ГА под руководством ГосНИИ ГА свечи цилиндров №1,2,7,9 на искрообразование не работали, свеча цилиндра №3 работала с перебоями. При дополнительном их исследовании в ГосНИИ ЭРАТ ГА установлено, что четыре свечи работоспособны, одна нет (из-за загрязнения электродов и камеры смолистыми отложениями).
При вышеуказанных неисправностях деталей ЦПГ и системы зажигания возможны перебои в работе двигателя с потерей мощности.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Исходя из выводов комиссии, произведенных исследований двигателя и его агрегатов на заводе №420 ГА и в ГосНИИ ЭРАТ ГА, наиболее вероятной причиной перебоев в работе или тряски двигателя мог явиться отказ свечей зажигания вследствие их замасливания из-за возможного кратковременного схождения стыка поршневых колец вследствие их разрушения в группе цилиндров №6,7 и 9.
Заключение: истинную причину катастрофы установить не представилось возможным из-за сильного разрушения планера, силовой установки и систем, обеспечивающих ее работоспособность, пожара и отсутствия объективной информации о развитии аварийной ситуации.
Наиболее вероятной причиной АП мог явиться частичный отказ двигателя АШ-62ИР и ошибочные действия экипажа при выполнении вынужденной посадки.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|