|
|
|
Катастрофа Ан-10 ШВЛП ГА близ а/п Кишинев |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 15 мая 1970 г.
Время: 11:49
Страна: СССР
Место происшествия: Молдавская ССР, близ Кишинева
Тип ВС: Ан-10
Регистрация ВС: СССР-11149
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: ШВЛП ГА
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж летчиков-инструкторов и слушатели ШВЛП ГА прибыли в а/п Кишинева из Ульяновска 13 мая для учебных полетов в соответствии с КУЛП Ан-10. 15 мая взлет был произведен в 05:04. Были выполнены 7 полетов по прямоугольному маршруту. В 09:00 экипаж продолжил выполнение полетов. Задание №2 предусматривало вывозные полеты по прямоугольному маршруту днем, задание №3 – полеты по ППП с использованием РТС, задание №4 – заход и расчет на посадку при последовательном выключении двух двигателей на одной стороне крыла. Задание №4 по программе должно было выполняться в а/п Одесса, имеющем ВПП большей длины.
В 11:34 КВС-инструктор, занявший правое сиденье, запросил разрешение на взлет (МКвзл=274°) и заход на посадку на двух двигателях с учебной целью. На левом сиденье находился пилот-слушатель. Диспетчер СДП уточнил: «Все заходы на двух дополнительно» и разрешил взлет. Экипаж подтвердил получение и произвел взлет.
В наборе высоты до первого разворота воздушный винт СУ №4 был зафлюгирован. Третий разворот был выполнен по команде с земли, несколько позже. В результате, после четвертого разворота самолет был на удалении 21 км от ВПП вместо предусмотренных схемой захода 16 км.
Войдя в глиссаду, КВС-инструктор доложил: «вошел в глиссаду, шасси выпустил, к посадке готов», и получил разрешение на посадку. При этом полет выполнялся с двумя выключенными двигателями на одной плоскости крыла. До БПРМ полет проходил без видимых отклонений. После пролета БПРМ самолет с незначительным правым креном и снижением уклонился от оси ВПП вправо на 10-15°. В дальнейшем, убрав крен и прекратив снижение, уклоняясь вправо в сторону выключенных двигателей с выпущенными шасси и закрылками на 22°, на двух работающих двигателях, самолет прошел правее СДП (на расстоянии 150 м правее ВПП). Перед пролетом СДП КВС-инструктор доложил: «ушли на второй круг». На запрос диспетчера «что-то у вас страшновато», он ответил: «ничего, нормально». Диспетчер предупредил: «на низкой высоте уходите». Самолет с двумя работающими двигателями, выпущенными шасси и отклоненными закрылками продолжал уклоняться вправо, перешел в незначительный набор высоты, а затем с увеличивающимся правым креном перешел в снижение и в 11:49 столкнулся с землей на удалении 1 850 м правее оси ВПП. Докладов с борта о выключении двигателей №4 и 3 не было. При столкновении с землей правый крен достигал до 90°. Фактическая погода на момент ЛП: облачность 9/4 балла высотой 1 000 м, кучевая, видимость 10 км, ветер 310° 8-11 м/с, температура воздуха 15°С, давление 748 мм рт.ст.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
11 |
11 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
уход на второй круг |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-10 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-11149 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
16.01.1959 |
Заводской номер ВС |
9400802 |
Наработка ВС (часы) |
4641 |
Наработка ВС (циклы) |
11820 |
Силовая установка |
Н2134119 Н2214106 С2134146 С2314098 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
ШВЛП ГА |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Кишинев |
Пункт назначения |
Кишинев |
Начальный пункт маршрута |
Кишинев |
Конечный пункт маршрута |
Кишинев |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Причиной ухода на второй круг явилось исправление экипажем расчета на посадку путем увеличения работы двигателей. При этом был допущен крен в сторону неработающих двигателей, что вызвало отклонение вправо от посадочной прямой, чему также способствовала турбулентность воздуха (нисходящие потоки в районе БПРМ), о чем свидетельствуют показания других экипажей. В момент принятия решения об уходе на второй круг скорость 250 км/ч и высота 100 м были ниже рекомендованных РЛЭ, как не обеспечивающие безопасности полета по условиям управляемости на двух двигателях. При полете на предельно малой скорости с креном в сторону неработающих двигателей из-за увеличения режима работы двигателей №1 и 2 до взлетного, пилоты не могли предотвратить дальнейшее развитие крена, что привело к катастрофе. Определив невозможность дальнейшего продолжения полета, экипаж в последний момент принял меры по предотвращению падения самолета на н/п Ревака уменьшением мощности СУ №1 и отворотом вправо. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главная причина ЛП: ошибка в технике пилотирования при заходе на посадку и неправильное принятие решения об уходе на второй круг при условиях, не обеспечивающих дальнейшее продолжение полета на двух двигателях.
Сопутствующие причины: Нарушение КВС-инструктором приказа МГА о невыполнении полетов на двух двигателях на полосы длиной менее 2 500 м и указания КЛО ШВЛП о запрете таких полетов в а/п Кишинев, имеющим длину ВПП 2 000 м. Руководство Кишиневского ОАО не запретило эти полеты прибывшим для выполнения учебных полетов экипажам ШВЛП. Накануне другой экипаж ШВЛП также производил посадку с двумя выключенными двигателями на ВПП а/п Кишинев. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|