|
|
|
Катастрофа Ил-18В Красноярского управления ГВФ близ Казани |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 04 апреля 1963 г.
Время: 04:30
Страна: СССР
Место происшествия: Татарская АССР, 3,5 км юго-западнее Урахчи, Рыбно-Слободский район
Тип ВС: Ил-18В
Регистрация ВС: СССР-75866
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Красноярское территориальное управление ГВФ, 126 ато
Рейс: 25
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 126 авиаотряда произвел взлет в а/п Шереметьево в 03:12. Эшелон полета был 6 000 м над облаками. В ходе полета экипаж запрашивал разрешение занять эшелон 8 000 м, ссылаясь на повышенный расход топлива, но получил отказ, поскольку эшелон 8 000 м занимал самолет Ту-104 №42418, следовавший по той же воздушной трассе в попутном направлении. В 04:15 экипаж Ту-104 доложил пролет Канаша, опережая Ил-18 на 40-50 км, и в 04:22 экипаж Ил-18 получил разрешение занять освободившийся эшелон 8 000 м. В 04:26 экипаж Ил-18 доложил пролет Лаишево на высоте 7 500 м в наборе до 8 000 курсом на Мамадыш. Это было последнее сообщение с борта. В 04:30 экипаж на вызов не ответил.
После восхода солнца обломки самолета обнаружили на заснеженном поле в 54,5 км восточнее Лаишево (82 км юго-восточнее Казани) в районе сёл Урахча и Николаевка Пестречинского (ныне Рыбно-Слободского) района Татарской АССР. На месте первоначального удара о землю остался отпечаток полного профиля крыла. В результате столкновения и последующего взрыва самолет полностью разрушился. Обломки были разбросаны на расстоянии 800 м от места столкновения с землей с МК=75° (магнитный курс трассы - 62°) и на 250 м в ширину. Двигатели были отброшены на расстояние 600 м от места первоначального столкновения с землей, которое произошло с небольшим отрицательным углом тангажа и практически без крена с убранными шасси и закрылками. Установлено, что двигатели №3 и 4 в момент столкновения с землей не работали. Их воздушные винты были зафлюгированы. Двигатели №1 и 2 работали на номинальном режиме. Самолет перешел в снижение с высоты 7 800 м со средней вертикальной скоростью около 30 м/с (снижение продолжалось в течение 4-4,5 минут). Средняя истинная скорость полета составляла 650 км/ч. Столкновение с землей произошло на скорости 500-600 км/ч.
Фактическая погода на момент происшествия: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая высотой 200-300 м, верхняя граница 7 500 м, видимость 6-8 км, ветер 160°.
При исследовании останков пассажиров не было обнаружено признаков баротравм, из чего сделан вывод, что разгерметизации в полете не было. Метеоусловия обеспечивали нормальное выполнение полета и не могли являться причиной катастрофы. При подходе к земле самолет был управляем, о чем свидетельствует подведение его к земле без крена с относительно малым углом траектории. В этих условиях пилотирование самолета было значительно затруднено полетом в облачности, а вывод из крутого снижения – малой высотой нижней кромки облачности (200-300 м) в районе происшествия при запаздывании показаний высотомеров.
Технической комиссией установлено, что винты двигателей №3 и 4 встали во флюгер автоматически или с помощью кнопок КФЛ-37. Двигатель №3 был выключен позже двигателя №4. Раскрутки воздушных винтов перед отказом двигателей не было. После схода снежного покрова местными жителями на удалении 11-12 км от места происшествия со стороны следования самолета были найдены левый и правый концевые элероны. Других разрушений конструкции самолета в воздухе не было.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
8 |
8 |
Пассажиры |
59 |
59 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-18В |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-75866 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
26.02.1963 |
Заводской номер ВС |
183005901 |
Наработка ВС (часы) |
154 |
Наработка ВС (циклы) |
68 |
Силовая установка |
С2234111 С2234094 С2234161 С2234075 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
25 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Красноярское территориальное управление ГВФ, 126 ато |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (Шереметьево) |
Пункт назначения |
Красноярск (Северный) |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Шереметьево) |
Конечный пункт маршрута |
Красноярск (Северный) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Вероятной причиной катастрофы является потеря управляемости в результате возникновения чрезмерно большой отрицательной тяги, вызванной внезапным нарушением нормальной работы системы регулирования двигатель-винт силовой установки №4. События могли развиваться в следующей последовательности: в полете на высоте около 8 км внезапно возникшая большая отрицательная тяга крайнего двигателя могла привести к таким угловым скоростям крена и рыскания, при которых экипаж оказался не в состоянии справиться с пилотированием. Не имея возможности в этих условиях определить, на каком из двигателей возникла отрицательная тяга, экипаж зафлюгировал оба правых двигателя. Дальнейший полет без резкой потери высоты был невозможен. Потерявший управляемость самолет снижался в облачность с большими вертикальной и приборной скоростями. При приближении к земле, между слоями облачности, экипажу удалось восстановить управляемость и при выходе из облачности на высоте 150-200 м подвести самолет к земле без крена. Однако из-за малого запаса высоты при большой вертикальной скорости предотвратить катастрофу оказалось невозможным.
Возникновение отрицательной тяги могло иметь место в результате нарушения нормальной работы системы регулирования двигатель-винт вследствие дефекта маслоуплотнительного резинового кольца на маслопереходнике винта, выявленного при лабораторном исследовании СУ №4. Этот дефект – результат недостатков технологии сборки винта АВ-68И на заводе-изготовителе. В результате произошло заедание золотника регулятора оборотов Р-68Д в нижнем положении при ранее произошедшем отказе центрального фиксатора шага (ЦФШ). Отказ ЦФШ не обнаруживается ни на земле, ни в полете, и может быть выявлен лишь при разборке и дефектации винта в ремонтной организации. Пребывание самолета в неуправляемом полете при приближении к земле подтверждается его выходом на недопустимо большие скорости по прибору, о чем свидетельствует симметричное разрушение в полете от скоростного напора концов обоих элеронов, части которых обнаружены в 11-12 км со стороны следования самолета. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|