|
|
|
Авария Ми-8Т а/к Полярные авиалинии районе Омска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 01 июня 2018 г.
Время: 10:22
Страна: Россия
Место происшествия: Омская область, Омский район, 2,5 км юго-западнее дер. Трусовка
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: RA-25350
Авиакомпания: Полярные авиалинии
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял задание по перегонке вертолета, отремонтированного на Омском заводе ГА, в аэропорт базирования Якутск. Через 19 минут после взлета с посадочной площадки завода, в горизонтальном полете на высоте около 125 м в воздухозаборник левого двигателя попала птица. Двигатель остановился. Экипаж произвел вынужденную посадку в поле. При посадке вертолет с углом тангажа на кабрирование 8° и левым креном 7°, при поступательной скорости около 50 км/ч ударися хвостовой опорой и лопастями рулевого винта о землю. Произошло разрушение рулевого винта и концевой балки. После этого вертолет грубо приземлился, что привело к разрушению левой опоры шасси и складыванию передней опоры шасси. Развернувшись влево примерно на 110° и проехав по земле правым бортом вперед на нижней части фюзеляжа, вертолет остановился через 35 м от места первого касания. Экипаж и пассажиры (авиатехники) невредимы. Вертолет получил значительные повреждения.
АП произошло в 10:22 местного времени в Омском районе Омской области (55°13’12.4”СШ, 73°41’33.6”ВД), в 2,5 км юго-западнее дер. Трусовка, на удалении 37 км северо-восточнее КТА а/п Омск (Центральный).
В воздухозаборнике левого двигателя обнаружены останки хищной птицы средних размеров (канюк).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
2 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-25350 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
03.06.1982 |
Заводской номер ВС |
98206730 |
Наработка ВС (часы) |
19256 |
Наработка ВС (циклы) |
27342 |
Силовая установка |
С9031235 С90411214 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Полярные авиалинии |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Новосибирск (Толмачево) |
Пункт назначения |
Якутск |
Начальный пункт маршрута |
Омск |
Конечный пункт маршрута |
Якутск |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
Недостатки, выявленные в ходе расследования:
Научно-техническая комиссия МАК при считывании и анализе информации с СДК-8 отметила, что качество зарегистрированной информации удовлетворительное, за исключением регистрации частоты вращения роторов компрессоров двигателей и несущего винта. Анализ информации показал, что зарегистрированные значения частоты вращения роторов турбокомпрессоров и несущего винта при постоянном общем шаге НВ в течение одного часа полёта при облете 31.01.2018 увеличились примерно на 4 %, а в полёте 01.06.2018 за 20 минут полёта – на 2 %. Это вызвано тем, что в качестве измеряемого параметра использовалось напряжение датчиков Д1-М (Д-2М), которое сильно зависит от температуры окружающей среды, где установлены датчики. По сообщению ПАО «Техприбор» (разработчик СДК-8), еще 20.08.2014 по исключению указанного недостатка выпущено извещение 6Т.1372-14, однако до сих пор нет решения (указания) разработчика вертолета и Росавиации по доработке СДК-8. На данном вертолёте доработка не была выполнена.
Данный дефект и использование неполного диапазона восьмиразрядного слова (180 кодов из 255 кодов) снижает точность информации (цена одного кода в рабочем диапазоне 90…100 % составляет 1 %) и сильно усложнило работу по определению фактических значений частоты вращения роторов турбокомпрессоров и несущего винта. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Авиационное происшествие с вертолётом Ми-8Т RA-25350 произошло при выполнении вынужденной посадки. Необходимость вынужденной посадки была обусловлена самовыключением левого двигателя в полете из-за попадания в воздухозаборник птицы и невозможностью выполнять горизонтальный полёт на одном двигателе при фактической полетной массе и метеоусловиях.
Причиной АП стали недоученность и поспешные действия КВС после самовыключения левого двигателя при скорости полёта 195 км/ч и истинной высоте полёта 175 м по чрезмерному отклонению ручки «ШАГ-ГАЗ» вниз и удерживанию её длительное время в положении, близком к минимальному, что привело к существенному уменьшению располагаемого времени для подбора площадки, увеличению частоты вращения несущего винта более 102%, снижению частоты вращения ротора турбокомпрессора исправного двигателя до режима малого газа, переходу несущего винта на режим самовращения и последующему снижению вертолёта на режиме авторотации практически до столкновения с землей, что исключило возможность использования мощности работающего двигателя для поддержания оборотов НВ непосредственно в момент приземления.
Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовало отсутствие натренированности КВС в выполнении посадки с одним работающим двигателем и параметрами полёта (полётная масса, метеоусловия и т.д.), не позволяющими выполнять полёт без снижения, из-за отсутствия в программе тренировки на тренажёре и аэродромной тренировки отработки данного особого случая.
При фактических действиях КВС, несоответствующих положениям РЛЭ, авиационному происшествию дополнительно способствовало:
- наличие двух ЛЭП на курсе посадки ВС;
- невозможность в фактических условиях полёта выполнить разворот и посадку против ветра, что привело к выполнению посадки с превышением ограничений по скорости попутного ветра (5 м/с), фактическая составляющая попутного ветра была 9 м/с. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|