Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 а/к Геликс в районе Лангепаса
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 июня 2018 г.
Время:  16:22
Страна:  Россия
Место происшествия:  ХМАО, Нижневартовский район, 7 км севернее п.п. Лангепас
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-23728
Авиакомпания:  Геликс
 


Описание
    
    В день происшествия пилот вертолета в 10:46 местного времени прибыл на п.п. Покачи с п.п. Лангепас для выполнения задания – полетов с сотрудниками заказчика (ООО «Лукойл- Западная Сибирь») на борту. В соответствии с заданием пилот должен был выполнить посадки на подобранные с воздуха площадки в заранее определенных точках с целью доставки пассажиров заказчика в район работ по мониторингу экологической обстановки. После посадки 4-х пассажиров заказчика пилот в 11:16 произвел взлет с п.п. Покачи и вылетел в район Щучьего лицензионного участка. При выполнении задания пилот произвел 11 посадок на подобранные с воздуха посадочные площадки в указанных заказчиком районах, где служебные пассажиры занимались сбором проб грунта и воды.
    После выполнения задания и высадки в 15:58 4-х служебных пассажиров на п.п Покачи пилот в 16:00 местного времени вылетел обратно в Лангепас без загрузки. Через 22 минуты после взлета, не долетая 7 км до посадочной площадки Лангепас, находясь на истинной высоте 250 м над болотистой лесистой местностью с путевой скоростью полета 140 км/ч (150…160 км/ч по прибору), вертолет резко перешел на снижение. Пролетев практически прямолинейно порядка 500 м, в 16:22:11-12 ВС столкнулось с лесным массивом на путевой скорости примерно 100 км/ч со значительной вертикальной скоростью снижения (15-20 м/с). Вертолет полностью разрушился. Пожара не было. Пилот погиб.
    Принадлежавший АО «МАРЗ-ДОСААФ» вертолет эксплуатировался авиакомпанией «Геликс» по договору аренды.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-23728
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 26.07.1985
Заводской номер ВС 549315075
Наработка ВС (часы) 4078
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 491601071 481671063


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Аэровизуальный
Авиакомпания Геликс
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Покачи
Пункт назначения Лангепас
Начальный пункт маршрута Покачи
Конечный пункт маршрута Лангепас


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При расследовании установлено, что в полете, в интервале времени 16:21:54 – 16:21:56 произошло выключение обоих двигателей в результате выработки топлива. В день происшествия вертолет вылетел в первый полет (с п.п. Лангепас на п.п. Покачи) с остатком топлива 800 кг. С момента первого вылета и до момента катастрофы пилот выполнил 14 полетов общей продолжительностью нахождения в воздухе 3 часа 04 минуты. Пройденное расстояние составило 380,5 км. По расчетам комиссии, при завершении 13-го полета (возвращения на п.п Покачи после выполнения задания с пассажирами заказчика) остаток топлива составлял 97 кг. Согласно РПП, перед вылетом в Лангепас КВС должен был убедиться, что топлива на борту достаточно для выполнения полета до пункта назначения (25 минут полета) и продолжения полета в течение еще 20 минут. Таким образом, для обеспечения полета в течение не менее 45 минут на борту должно было оставаться не менее 200 кг топлива.
    Согласно расчетам комиссии, примерно через 5 минут после взлета с п.п. Покачи должно было загореться световое табло «ОСТАЛОСЬ ТОПЛИВА 100 ЛИТРОВ», после чего пилот был обязан вернуться на п.п Покачи и вызвать топливозаправщик. Однако он принял решение продолжить полет до п.п. Лангепас. После выключения двигателей над местностью, непригодной для производства посадки с пробегом, пилот попытался перевести вертолет на режим самовращения несущего винта и произвести посадку на просеку с низкорослым кустарником, для чего начал выполнять доворот вправо. Ввиду невозможности посадки с пробегом, наиболее вероятно, он планировал посадку без пробега. На высоте не менее 40 м пилот приступил к торможению вертолета за счет энергичного увеличения угла тангажа и/или взятия общего шага НВ. При попытке погасить вертикальную скорость снижения, наиболее вероятно, произошло перетяжеление НВ, в результате частота его вращения уменьшилась ниже минимально-допустимой, что привело к резкому увеличение вертикальной скорости. Из-за ухудшения управляемости и уменьшения запаса управления, которые проявляются при перетяжелении НВ, произошло левое кренение вертолета до более 50°, который затем на путевой скорости 100…110 км/ч и со значительной вертикальной скоростью снижения (до 20 м/с) столкнулся с деревьями и землей.
    Комиссия проанализировала подготовку пилотов ГА на вертолетах Ми-2 по отработке навыков пилотирования на РСНВ при отказе двух двигателей и выяснила, что этот элемент (пилотирование на РСНВ) выполняется только на тренажах в кабине вертолета. Комиссия считает, что теоретическая подготовка и подготовка во время проведения тренажей в кабине вертолета недостаточна без практической отработки навыков. Тренажеров вертолетов Ми-2 нет. В реальных полетах такие тренировки не проводятся (не предусмотрены).
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с вертолетом Ми-2 RA-23728 произошло при выполнении вынужденной посадки на режиме самовращения НВ на болотистую лесистую местность, необходимость которой была вызвана самовыключением в полете двух двигателей в результате полной выработки топлива.
    Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовали:
    - ошибка КВС в определении (расчете) потребного количества топлива для выполнения перелета на площадку базирования;
    - непринятие КВС решения о возврате на площадку вылета при загорании табло «ОСТАЛОСЬ ТОПЛИВА 100 ЛИТРОВ»;
    - отсутствие пригодной площадки для производства вынужденной посадки "с пробегом" при самовыключении двух двигателей;
    - отсутствие у КВС практических навыков по действиям при выполнении полета на режиме самовращения НВ из-за отсутствия соответствующих тренировок для их отработки и, как следствие, невыдерживание параметров полета, указанных в РЛЭ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.