|
|
|
Катастрофа Ми-2 а/к Геликс в районе Лангепаса |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 22 июня 2018 г.
Время: 16:22
Страна: Россия
Место происшествия: ХМАО, Нижневартовский район, 7 км севернее п.п. Лангепас
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: RA-23728
Авиакомпания: Геликс
|
|
|
|
|
Описание |
В день происшествия пилот вертолета в 10:46 местного времени прибыл на п.п. Покачи с п.п. Лангепас для выполнения задания – полетов с сотрудниками заказчика (ООО «Лукойл- Западная Сибирь») на борту. В соответствии с заданием пилот должен был выполнить посадки на подобранные с воздуха площадки в заранее определенных точках с целью доставки пассажиров заказчика в район работ по мониторингу экологической обстановки. После посадки 4-х пассажиров заказчика пилот в 11:16 произвел взлет с п.п. Покачи и вылетел в район Щучьего лицензионного участка. При выполнении задания пилот произвел 11 посадок на подобранные с воздуха посадочные площадки в указанных заказчиком районах, где служебные пассажиры занимались сбором проб грунта и воды.
После выполнения задания и высадки в 15:58 4-х служебных пассажиров на п.п Покачи пилот в 16:00 местного времени вылетел обратно в Лангепас без загрузки. Через 22 минуты после взлета, не долетая 7 км до посадочной площадки Лангепас, находясь на истинной высоте 250 м над болотистой лесистой местностью с путевой скоростью полета 140 км/ч (150…160 км/ч по прибору), вертолет резко перешел на снижение. Пролетев практически прямолинейно порядка 500 м, в 16:22:11-12 ВС столкнулось с лесным массивом на путевой скорости примерно 100 км/ч со значительной вертикальной скоростью снижения (15-20 м/с). Вертолет полностью разрушился. Пожара не было. Пилот погиб.
Принадлежавший АО «МАРЗ-ДОСААФ» вертолет эксплуатировался авиакомпанией «Геликс» по договору аренды.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-23728 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
26.07.1985 |
Заводской номер ВС |
549315075 |
Наработка ВС (часы) |
4078 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
491601071 481671063 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Аэровизуальный |
Авиакомпания |
Геликс |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Покачи |
Пункт назначения |
Лангепас |
Начальный пункт маршрута |
Покачи |
Конечный пункт маршрута |
Лангепас |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
При расследовании установлено, что в полете, в интервале времени 16:21:54 – 16:21:56 произошло выключение обоих двигателей в результате выработки топлива. В день происшествия вертолет вылетел в первый полет (с п.п. Лангепас на п.п. Покачи) с остатком топлива 800 кг. С момента первого вылета и до момента катастрофы пилот выполнил 14 полетов общей продолжительностью нахождения в воздухе 3 часа 04 минуты. Пройденное расстояние составило 380,5 км. По расчетам комиссии, при завершении 13-го полета (возвращения на п.п Покачи после выполнения задания с пассажирами заказчика) остаток топлива составлял 97 кг. Согласно РПП, перед вылетом в Лангепас КВС должен был убедиться, что топлива на борту достаточно для выполнения полета до пункта назначения (25 минут полета) и продолжения полета в течение еще 20 минут. Таким образом, для обеспечения полета в течение не менее 45 минут на борту должно было оставаться не менее 200 кг топлива.
Согласно расчетам комиссии, примерно через 5 минут после взлета с п.п. Покачи должно было загореться световое табло «ОСТАЛОСЬ ТОПЛИВА 100 ЛИТРОВ», после чего пилот был обязан вернуться на п.п Покачи и вызвать топливозаправщик. Однако он принял решение продолжить полет до п.п. Лангепас. После выключения двигателей над местностью, непригодной для производства посадки с пробегом, пилот попытался перевести вертолет на режим самовращения несущего винта и произвести посадку на просеку с низкорослым кустарником, для чего начал выполнять доворот вправо. Ввиду невозможности посадки с пробегом, наиболее вероятно, он планировал посадку без пробега. На высоте не менее 40 м пилот приступил к торможению вертолета за счет энергичного увеличения угла тангажа и/или взятия общего шага НВ. При попытке погасить вертикальную скорость снижения, наиболее вероятно, произошло перетяжеление НВ, в результате частота его вращения уменьшилась ниже минимально-допустимой, что привело к резкому увеличение вертикальной скорости. Из-за ухудшения управляемости и уменьшения запаса управления, которые проявляются при перетяжелении НВ, произошло левое кренение вертолета до более 50°, который затем на путевой скорости 100…110 км/ч и со значительной вертикальной скоростью снижения (до 20 м/с) столкнулся с деревьями и землей.
Комиссия проанализировала подготовку пилотов ГА на вертолетах Ми-2 по отработке навыков пилотирования на РСНВ при отказе двух двигателей и выяснила, что этот элемент (пилотирование на РСНВ) выполняется только на тренажах в кабине вертолета. Комиссия считает, что теоретическая подготовка и подготовка во время проведения тренажей в кабине вертолета недостаточна без практической отработки навыков. Тренажеров вертолетов Ми-2 нет. В реальных полетах такие тренировки не проводятся (не предусмотрены).
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Авиационное происшествие с вертолетом Ми-2 RA-23728 произошло при выполнении вынужденной посадки на режиме самовращения НВ на болотистую лесистую местность, необходимость которой была вызвана самовыключением в полете двух двигателей в результате полной выработки топлива.
Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовали:
- ошибка КВС в определении (расчете) потребного количества топлива для выполнения перелета на площадку базирования;
- непринятие КВС решения о возврате на площадку вылета при загорании табло «ОСТАЛОСЬ ТОПЛИВА 100 ЛИТРОВ»;
- отсутствие пригодной площадки для производства вынужденной посадки "с пробегом" при самовыключении двух двигателей;
- отсутствие у КВС практических навыков по действиям при выполнении полета на режиме самовращения НВ из-за отсутствия соответствующих тренировок для их отработки и, как следствие, невыдерживание параметров полета, указанных в РЛЭ.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|