Экипаж 63 АТО МУТА ГВФ в составе командира корабля, второго пилота, бортмеханика, бортрадиста и бортпроводника в 09:07 вылетел из Внуково рейсом №107 в Хельсинки. Через полтора часа полета, ввиду наличия на а/д Хельсинки тумана с видимостью 300 м, самолет был направлен диспетчерской службой а/п Хельсинки в Ленинград, где и произвел посадку в 12:17.
К 13:00 погода на а/д Хельсинки стала улучшаться (метеосводка за 12:55 – дымка, видимость 1 км, вертикальная видимость 90 м, высота облачности 40 м). Представитель Аэрофлота, наблюдая видимое улучшение погоды и проконсультировавшись на метеостанции, сообщил в Ленинград: «Предполагаемый вылет самолета 1657 в 14:00 мск». В дальнейшем, основываясь на видимом улучшении погоды, главным образом, по горизонтальной видимости (метеосводка за 13:25 - дымка, видимость 2,5 км, вертикальная видимость 110 м, высота облачности 60 м), и за 13:55 (дымка, видимость 2,2 км, вертикальная видимость 90 м, высота облачности 50 м), он в период с 13:08 до 14:18 передал в Ленинград дополнительно 5 радиограмм с требованием ускорить вылет самолета.
На основании фактической погоды по а/д Хельсинки за 13:25 и 13:55, а также прогноза погоды на 16-18 часов, полученного из Хельсинки, где предусматривалось – облачность 10 баллов высотой 240 м и видимость 10 км, самолет был выпущен из Ленинграда в 14:25. На борту находилось 16 взрослых пассажиров и 1 ребенок, 444 кг груза и 35 кг почты. Самолет был заправлен на 3 часа 30 минут полета. Полетный вес составлял 16365 кг.
Однако прогноз погоды по а/д Хельсинки не оправдался и улучшение погоды оказалось временным. К вылету самолета из Ленинграда погода стала резко ухудшаться (за 14:25 – туман, видимость 700 м, вертикальная видимость 80 м, высота облачности 40 м). В дальнейшем ухудшение погоды продолжилось.
Командир корабля, получив фактическую погоду а/п Хельсинки сразу же после взлета и видя, что она явно не соответствует минимуму погоды, не принял решения о возврате в Ленинград, а продолжил полет в Хельсинки. Представитель ГУ ГВФ в Хельсинки, наблюдая резкое ухудшение погоды, также не принял мер к возврату самолета в Ленинград.
Самолет по разрешению диспетчерской службы вышел на высоте 450 м на ДПРС в 15:35 и получил разрешение на посадку. Погода в это время была: туман, видимость 700 м, вертикальная видимость 60 м, высота облачности 30 м (минимум погоды – видимость 800 м, высота облачности 70 м). Несмотря на явное несоответствие фактической погоды установленному минимуму, командир корабля безответственно пошел на нарушение минимума, дважды пытаясь произвести посадку самолета в тумане. Не воспрепятствовал этому решению командира корабля и представитель ГУ ГВФ, даже и после неудавшегося первого захода на посадку. В результате безответственного решения во что бы то ни стало произвести посадку в тумане, командир корабля после первого неудачного захода на посадку предпринял вторую попытку захода, при этом, оказавшись к началу ВПП на высоте 30-40 м и правее нее, безрассудно продолжал снижение с явным промазом, вместо того, чтобы прекратить заход и возвратиться в Ленинград. Это безрассудное упорство привело к приземлению самолета во второй половине ВПП, частично покрытой мокрым льдом и снегом, вследствие чего самолет, не имея достаточной эффективности торможения, пробежав остаток ВПП (500-600 м), выкатился за ее пределы и свалился с откоса выемки шоссейной дороги глубиной 4-5 м. Самолет разбит. Экипаж и 2 пассажира получили ранения и ушибы.
|