Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ил-14М МУТА ГВФ в Хельсинки
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  02 декабря 1957 г.
Страна:  Финляндия
Место происшествия:  район а/п Хельсинки
Тип ВС:  Ил-14М
Регистрация ВС:  СССР-Л1657
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 63 ао
Рейс:  107
 


Описание
    Экипаж 63 АТО МУТА ГВФ в составе командира корабля, второго пилота, бортмеханика, бортрадиста и бортпроводника в 09:07 вылетел из Внуково рейсом №107 в Хельсинки. Через полтора часа полета, ввиду наличия на а/д Хельсинки тумана с видимостью 300 м, самолет был направлен диспетчерской службой а/п Хельсинки в Ленинград, где и произвел посадку в 12:17.
    К 13:00 погода на а/д Хельсинки стала улучшаться (метеосводка за 12:55 – дымка, видимость 1 км, вертикальная видимость 90 м, высота облачности 40 м). Представитель Аэрофлота, наблюдая видимое улучшение погоды и проконсультировавшись на метеостанции, сообщил в Ленинград: «Предполагаемый вылет самолета 1657 в 14:00 мск». В дальнейшем, основываясь на видимом улучшении погоды, главным образом, по горизонтальной видимости (метеосводка за 13:25 - дымка, видимость 2,5 км, вертикальная видимость 110 м, высота облачности 60 м), и за 13:55 (дымка, видимость 2,2 км, вертикальная видимость 90 м, высота облачности 50 м), он в период с 13:08 до 14:18 передал в Ленинград дополнительно 5 радиограмм с требованием ускорить вылет самолета.
    На основании фактической погоды по а/д Хельсинки за 13:25 и 13:55, а также прогноза погоды на 16-18 часов, полученного из Хельсинки, где предусматривалось – облачность 10 баллов высотой 240 м и видимость 10 км, самолет был выпущен из Ленинграда в 14:25. На борту находилось 16 взрослых пассажиров и 1 ребенок, 444 кг груза и 35 кг почты. Самолет был заправлен на 3 часа 30 минут полета. Полетный вес составлял 16365 кг.
    Однако прогноз погоды по а/д Хельсинки не оправдался и улучшение погоды оказалось временным. К вылету самолета из Ленинграда погода стала резко ухудшаться (за 14:25 – туман, видимость 700 м, вертикальная видимость 80 м, высота облачности 40 м). В дальнейшем ухудшение погоды продолжилось.
    Командир корабля, получив фактическую погоду а/п Хельсинки сразу же после взлета и видя, что она явно не соответствует минимуму погоды, не принял решения о возврате в Ленинград, а продолжил полет в Хельсинки. Представитель ГУ ГВФ в Хельсинки, наблюдая резкое ухудшение погоды, также не принял мер к возврату самолета в Ленинград.
    Самолет по разрешению диспетчерской службы вышел на высоте 450 м на ДПРС в 15:35 и получил разрешение на посадку. Погода в это время была: туман, видимость 700 м, вертикальная видимость 60 м, высота облачности 30 м (минимум погоды – видимость 800 м, высота облачности 70 м). Несмотря на явное несоответствие фактической погоды установленному минимуму, командир корабля безответственно пошел на нарушение минимума, дважды пытаясь произвести посадку самолета в тумане. Не воспрепятствовал этому решению командира корабля и представитель ГУ ГВФ, даже и после неудавшегося первого захода на посадку. В результате безответственного решения во что бы то ни стало произвести посадку в тумане, командир корабля после первого неудачного захода на посадку предпринял вторую попытку захода, при этом, оказавшись к началу ВПП на высоте 30-40 м и правее нее, безрассудно продолжал снижение с явным промазом, вместо того, чтобы прекратить заход и возвратиться в Ленинград. Это безрассудное упорство привело к приземлению самолета во второй половине ВПП, частично покрытой мокрым льдом и снегом, вследствие чего самолет, не имея достаточной эффективности торможения, пробежав остаток ВПП (500-600 м), выкатился за ее пределы и свалился с откоса выемки шоссейной дороги глубиной 4-5 м. Самолет разбит. Экипаж и 2 пассажира получили ранения и ушибы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 17 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1657
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1956
Заводской номер ВС 146001027
Наработка ВС (часы) 1512
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 107
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 63 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ленинград (Шоссейная)
Пункт назначения Хельсинки
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Хельсинки


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авария самолета явилась следствием грубейшего нарушения командиром корабля и представителем Аэрофлота минимума погоды, установленного ГУ ГВФ в а/п Хельсинки для самолетов ГУ ГВФ, а также пассивного и безучастного отношения к этому нарушению остальных членов. Это свидетельствует о слабой воспитательной работе среди летного состава 63 авиаотряда, в котором в этом году уже имеется катастрофа (Ил-14 в Копенгагене) по аналогичным причинам.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.