Экипаж вертолета Ми-8П (пассажирский вертолет в салонной комплектации) в составе КВС-инструктора, второго пилота и бортмеханика, а также четырех, выполняющих поочередно тренировки, командиров воздушных судов выполнял полеты по кругу посадочной площадки Хабаровск-МВЛ с МКпос=60°, на высоте 150 м по ПВП. Полеты выполнялись по задаче «Тренировочные полеты и посадки с коротким пробегом при одном выключенном (задросселированном) двигателе» с целью тренировки командиров воздушных судов АО «Авиакомпания «Восток» к выполнению полетов в весенне-летний период. Пассажиров и груза на борту не было.
Первый тренирующийся КВС выполнил один полет по кругу и после посадки вышел из вертолета. В процессе этого полета в районе посадочной площадки началось резкое ухудшение метеоусловий – выпадение осадков в виде дождя и снега. Высота облачности понизилась до 120 м, горизонтальная видимость ухудшилась до 1500 м. В полете возникло обледенение. После посадки КВС-инструктор доложил о наличии обледенения в полете и нецелесообразности дальнейшего выполнения задания. и.о. командира эскадрильи. Однако, пока последний решал вопрос о прекращении выполнения экипажем полетного задания с диспетчером а/п Хабаровск-Новый, место покинувшего вертолет КВС занял второй тренируемый КВС, после чего, в 11:15:06, экипаж произвел взлет по кругу с целью отработки посадки с одним задросселированным двигателем.
После взлета и разворота на курс, обратный посадочному (240°), экипаж в районе третьего разворота, на высоте около 140 м, попал в облачность с нижней границей около 120 м, ливневыми осадками и ухудшением видимости. Находясь в зоне ухудшенной видимости в ливневых осадках, экипаж не смог установить визуальный контакт с участком автодороги «Восток», проходящим на удалении 150 м от входного торца ВПП 06 перпендикулярно посадочной площадке Хабаровск МВЛ, который использовался экипажем ВС в качестве линейного ориентира при заходе на посадку. Увлекшись визуальным поиском места третьего разворота в условиях ухудшенной видимости, при наличии попутного ветра на высоте 150 м силой 10 - 12 м/с, экипаж начал выполнение разворота на 1600 м дальше установленного места. Попав в метеоусловия, не позволяющие продолжать полет по ПВП, экипаж не перешел на пилотирование по ППП и не набрал безопасную высоту, продолжая попытки визуально определить свое местонахождение.
Таким образом, в результате отклонения от схемы полета по кругу в условиях ограниченной видимости, началось опасное приближение вертолета к вышке антенны высотой 173 м на территории радиоцентра №1, расположенной на удалении 2130 м от торца ВПП с азимутом 242°. По показаниям очевидцев авиационного происшествия, вышка была наполовину скрыта в облаках, шел сильный снег с дождем, значительно ухудшавший видимость.
При наличии на борту ВС системы раннего предупреждения приближения земли (СРППЗ) и наличии в ней действующей базы данных о препятствиях в районе полетов звукового предупреждения экипажу о сближении с вышкой не поступало. Наиболее вероятно, это связано с отключением звуковой сигнализации СРППЗ экипажем. ФАП-128 не обязывает экипажи использовать СРППЗ при полетах по ПВП, а в РПП а/к «Восток» не определены условия применения и порядок использования режимов данной системы, что приводит к различному толкованию летным составом порядка ее эксплуатации в полете.
В 11:17:24 местного времени вертолет столкнулся с вышкой ШВРС на высоте 140 м, на скорости 142 км/ч. Вследствие столкновения ВС с металлоконструкцией мачты из-за ударов лопастями несущего винта по хвостовой балке произошло ее отделение в воздухе. Вертолет потерял управляемость и столкнулся с землей на пустыре в районе улиц Антенная и Хирургическая г. Хабаровска, в 215 м с азимутом 130° от вышки ШВРС, разрушился и сгорел. Находившиеся на борту вертолета три члена экипажа и три тренируемых КВС погибли.
Попытка выполнения экипажем маневра уклонения от препятствия (энергичное увеличение ОШНВ с 8° до 10,8° и увеличение левого крена до 62°) зафиксирована за 2 секунды до удара.
|