|
|
|
Катастрофа CL-604 в аэропорту Алма-Аты |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 26 декабря 2007 г.
Время: 03:05
Страна: Казахстан
Место происшествия: а/п Алма-Ата
Тип ВС: Canadair CL-604 Challenger
Регистрация ВС: D-ARWE
Авиакомпания: Jet Connection Business Flight
Рейс: JCX826
|
|
|
|
|
Описание |
При выполнении взлета, после отрыва самолета от ВПП, возникло интенсивное кренение самолета вправо, сопровождавшееся потерей высоты. В процессе развития крена правая плоскость крыла коснулась поверхности обочины ВПП, после чего, отвернув вправо и продолжая движение с касанием крылом поверхности аэродрома, самолет столкнулся с поверхностью летного поля правее ВПП. При дальнейшем перемещении по земле самолет на расстоянии 245 м от точки первого касания поверхности крылом столкнулся с железобетонным ограждением аэродрома, разрушился и частично сгорел в наземном пожаре. Остановка самолета произошла на заснеженном поле в 190 м от ограждения аэродрома. Погиб второй пилот. Пассажир и остальные члены экипажа ранены. Фактическая погода аэропорта Алматы по контрольному замеру после АП - ветер 350° 4 м/с, видимость 1 200 м (видимость на ВПП 2 500 м), снег, дымка, облачность 8 октантов слоисто-дождевая, разорвано-дождевая ВНГО 120 м, температура наружного воздуха - минус 14° С, атмосферное давление 718 мм рт. ст. Состояние ВПП 05 – сухой снег до 10 мм, коэффициент сцепления 0,32. При подготовке к взлету КВС принял решение включить ПОС крыла сразу после взлета, чтобы при взлете максимально использовать тягу двигателей для разбега. По его оценке угроза обледенения отсутствовала, а проведенной перед взлетом обработки самолета противообледенительной жидкостью должно было хватить на 30 минут. К моменту взлета после обработки самолета прошло 27 минут. За это время произошло налипание снега на плоскости крыла. В процессе разбега происходило интенсивное налипание снега на переднюю кромку крыла. Самолет CL-604 имеет суперкритический профиль крыла с отсутствием предкрылков. Вследствие этого, при изменении профиля крыла из-за загрязнения отложениями осадков, неожиданно для экипажа, без предварительной аэродинамической тряски и без срабатывания сигнализации о сваливании, может происходить практически мгновенный срыв потока с крыла. Поскольку обычно срыв потока с левой и правой плоскостей крыла происходит неравномерно, начинается быстрое развитие крена. Сваливание происходит при углах атаки ниже границы срабатывания системы защиты от сваливания и звуковой сигнализации о сваливании. В данном случае оно произошло при угле атаки 10-10,5°, в то время как критический угол атаки для данного типа самолетов при чистом крыле - 17°. При аналогичных обстоятельствах произошло уже несколько авиационных происшествий.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
1 |
Пассажиры |
1 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, погодные условия, недостатки в конструкции |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Canadair CL-604 Challenger |
Регистрационный номер (id) ВС |
D-ARWE |
Государство регистрации ВС |
Германия |
Дата выпуска ВС |
2000 |
Заводской номер ВС |
5454 |
Наработка ВС (часы) |
7882 |
Наработка ВС (циклы) |
4556 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
JCX826 |
Категория рейса |
Административный |
Авиакомпания |
Jet Connection Business Flight |
Государство регистрации авиакомпании |
Германия |
Пункт вылета |
Алма-Ата |
Пункт назначения |
Макао |
Начальный пункт маршрута |
Ганновер |
Конечный пункт маршрута |
Макао |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Авиационное происшествие произошло в результате несимметричной потери несущих свойств крыла на этапе взлета, что привело к сваливанию самолета непосредственно после отрыва от ВПП, столкновению с поверхностью земли и расположенными на ней препятствиями, разрушению воздушного судна и наземному пожару.
Причиной потери несущих свойств крыла, наиболее вероятно, явилось влияние загрязнения его передней кромки осадками в виде снега после проведения противообледенительной обработки, которое стало следствием невключения экипажем противообледенительной системы крыла перед взлетом, что является обязательным требованием РЛЭ самолета CL-604 при фактических метеорологических условиях (осадки в виде слабого снега, температура воздуха минус 14° С, влажность воздуха 92 %, температура точки росы минус 15° С, сухой снег на ВПП, толщиною 10 мм). Значительное превышение экипажем ограничений, установленных РЛЭ самолета CL-604 по темпу подъема переднего колеса (скорости увеличения угла тангажа) при взлете с «загрязненным» крылом, при невозможности контролировать этот параметр инструментально, могло способствовать ухудшению ситуации.
Неэффективность, на этапе взлета, существующей системы защиты от сваливания, из-за повышенной чувствительности крыла даже к незначительному загрязнению передней кромки, не может полностью гарантировать предотвращение подобных происшествий в будущем. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|