|
|
|
Авария Ил-18В Уральского УГА близ Ивано-Франковска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 09 мая 1974 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, близ Ивано-Франковска
Тип ВС: Ил-18В
Регистрация ВС: CCCP-75425
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Уральское УГА, 1-й Свердловский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 120 летного отряда выполнял рейс Борисполь - Ивано-Франковск днем, в простых метеоусловиях, имея на борту 57 пассажиров, 1842 кг багажа, груза и почты. Взлетный вес составлял 48300 кг, центровка 23% САХ, что не выходило за установленные пределы.
Фактическая погода на аэродроме посадки была: облачность 7-10 баллов высотой 1000 м, видимость 10 км, ветер 330° 5 м/с. Работали системы ОСП, СП-50 и диспетчерский радиолокатор.
Заход на посадку в а/п Ивано-Франковск выполнялся с МК=301°. После четвертого разворота, снижаясь на предпосадочной прямой, на высоте 660 м и удалении 17 км от ВПП, штурман экипажа обнаружил прямо перед собой площадку АХР с искусственным покрытием, расположенную в 10,5 км от торца ВПП а/п Ивано-Франковск, принял ее за аэродром посадки Ивано-Франковск и доложил командиру корабля: «Вижу слева по курсу полосу». Не контролируя местонахождение самолета и игнорируя информацию диспетчера об удалении, экипаж принял решение о посадке на эту полосу и производил расчет на посадку визуально. В нарушение РЛЭ внутренним двигателям был установлен режим 0° по УПРТ. Вертикальная скорость снижения при заходе на посадку на площадку АХР достигла 20 м/с. Самолет приземлился на площадку АХР и на пробеге вышел за пределы ВПП длиной лишь 500 м. После пробега по пересеченной местности самолет столкнулся со склоном оврага и частично разрушился. Никто из находившихся на борту не пострадал.
Горизонтальная видимость в районе площадки АХР в момент АП составляла 2 000 м, нижняя граница облачности 900 м.
Из Свердловска выполнялись рейсы на Львов, но аэропорт Львова закрыли на длительный срок из-за реконструкции ВПП, поэтому рейсы были перенесены в ближайший ко Львову аэропорт Ивано-Франковска. Экипаж никогда ранее не выполнял рейсы в а/п Ивано-Франковск и не был знаком с местностью. После реплики штурмана, что он видит полосу, экипаж перестал контролировать приборы и перешел к визуальной посадке на эту полосу.
Общий налет КВС 10793 часа, в том числе на Ил-18 5208 часов, в том числе в должности 2437 часов.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
8 |
0 |
Пассажиры |
57 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-18В |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-75425 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1961 |
Заводской номер ВС |
181003403 |
Наработка ВС (часы) |
19767 |
Наработка ВС (циклы) |
8373 |
Силовая установка |
Н2736062 Н2846055 Н2046059 Н2846054 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Уральское УГА, 1-й Свердловский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Киев (Борисполь) |
Пункт назначения |
Ивано-Франковск |
Начальный пункт маршрута |
Свердловск (Кольцово) |
Конечный пункт маршрута |
Ивано-Франковск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главной причиной аварии самолета явилось преступно-халатное отношение командира корабля и всего экипажа к своим обязанностям в полете выразившееся в полном отсутствии взаимодействия и контроля за выполнением схемы снижения на предпосадочной прямой.
Штурман не обеспечил должного контроля за заходом на посадку. Второй пилот не контролировал заход на посадку по приборам. Бортмеханик действовал в нарушение РЛЭ, установив РУД внутренних двигателей на 0° по УПРТ.
Командир корабля принял безрассудное решение произвести посадку на случайно обнаруженную, непригодную для посадки данного типа воздушного судна ВПП аэродрома АХР, не осуществляя инструментального контроля при заходе по схеме аэропорта, грубо нарушив параметры полета на предпосадочной прямой.
Данному происшествию способствовали: отсутствие должной организации летной работы и контроля за подготовкой экипажей со стороны командира 2 АЭ 120 ЛО, к-ра 120 ЛО, к-ра 1-го Свердловского ОАО, первого заместителя начальника Уральского УГА и начальника ИБП Уральского УГА.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
С 1962 по 1964 самолет эксплуатировался в Африке авиакомпанией Ghana Airways и носил бортовой номер 9G-AAN. |
Источники информации |
|
|
|
|
|
|