|
|
|
Катастрофа W-3 Sokol а/к Камчатавиа в Якутии |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 23 июля 1990 г.
Время: 11:18
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, Орджоникидзевский район, о. Ударник, р. Лена, 28 км юго-западнее н.п. Сенское
Тип ВС: W-3 Sokol
Регистрация ВС: СССР-04112
Авиакомпания: Камчатавиа
|
|
|
|
|
Описание |
Вертолет замыкал группу из трех новых машин, перегонявшихся в аэропорт Тилички для эксплуатации в Северокамчатском АО авиакомпании «Камчатавиа». Маршрут полета был следующим: Кременчуг (аэродром Кременчугского ЛУ ГА) - Воронеж - Уральск - Орск - Кустанай - Петропавловск - Новосибирск (Северный) - Томск - Ачинск - Братск - Киренск - Олекминск -Якутск (Маган) - Тилички. На предпоследнем отрезке пути во время горизонтального полета на высоте 2 000 м в простых метеоусловиях вдоль русла Лены произошло разрушение вертолета в воздухе. Обломки упали на острове Ударник, находящемся на реке, и сгорели. Катастрофа произошла в 05:18 мск в 28 км юго-западнее н.п. Сенское (61°06’СШ, 126°22’ВД). Экипаж (КВС, штурман и бортмеханик) и два авиатехника погибли.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
W-3 Sokol |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-04112 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
02.02.1990 |
Заводской номер ВС |
310309 |
Наработка ВС (часы) |
90 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Камчатавиа |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Олёкминск |
Пункт назначения |
Якутск (Маган) |
Начальный пункт маршрута |
Кременчуг |
Конечный пункт маршрута |
Тилички |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
Взлет в а/п Олекминск произведен в 03:34 мск. Полетный вес вертолета на 800 кг превышал максимально допустимый полетный вес 6400 кг. Превышение полетного веса было связано с необходимостью перевозки оборудования, имущества и инструментов для обслуживания ВС в аэропортах промежуточных посадок, где оборудование для обслуживания вертолетов этого типа отсутствовало. Другого транспортного средства для перевозки техимущества предусмотрено не было. Маршрут полета был спланирован таким образом, что расстояние между некоторыми пунктами посадки требовало максимальную заправку топливом. Согласно проведенным ЛИИ МАП им. Громова расчетам, на каждые 150 кг превышения массы свыше 6400 кг допустимая скорость полета должна уменьшаться примерно на 10 км/ч. При соблюдении этого условия лопасти несущего винта вертолета будут работать без возникновения на них существенных срывных явлений. Таким образом, предельное значение скорости полета, при котором не происходит срыва потока с лопастей несущего винта, при полетной массе 7000-7200 кг должно составлять не более 158-144 км/ч. Согласно расшифровке средств объективного контроля, скорость практически на всех этапах полета составляла 180-210 км/ч, что не превышало ограничения, установленные РЛЭ, однако, была существенно больше предельной по условиям срыва потока с лопастей несущего винта. Таким образом, на каждом участке полета в течение 1,5 -2 часов (до уменьшения полетной массы до 6400 кг, связанного с выработкой топлива) полет выполнялся в условиях срыва потока с лопастей несущего винта. Возникающие в этих условиях повышенные нагрузки на лопастях несущего винта передавались на рычаги поворота лопастей, которые в течение этого времени работали в условиях нерасчетных повышенных напряжений. Расчеты показали, что в таком режиме рычаги поворота лопастей работали 12 часов в течение всей перегонки вертолета. При этом энерговооруженность вертолета В-3 позволяла выполнять взлет с массой до 7500 кг, а из опыта полетов на отечественных одновинтовых вертолетах летный состав знает, что ограничения по мощности силовых установок наступают раньше ограничений по срыву потока с лопастей несущего винта. Кроме того, благодаря установленным на вертолетах В-3 виброгасительным устройствам, возникающая при срыве потока вибрация имеет существенно меньшую амплитуду и не может быть воспринята экипажем как информация о выходе за ограничения по срыву потока с лопастей НВ. Специальной сигнализации о срыве потока конструкцией вертолета не предусмотрено.
Действие повышенной нагрузки при полете в условиях срыва потока с лопастей НВ соответствовало напряжению в рычаге поворота лопасти 40-50 кг/мм2 (при расчетном значении 17 кг/мм2), что привело к существенному снижению его долговечности, которое оценивается величиной 5…10 часов. В результате исчерпания ресурса произошло усталостное разрушение рычага поворота лопасти №4 несущего винта в полете при общей наработке на нерасчетных режимах около 12 часов. После разрушения рычага поворота лопасти №4 изменилось ее маховое движение, произошло выпадание лопасти из конуса вращения НВ и ее столкновение с хвостовой балкой. Разрушение несущего винта и хвостовой балки определило разрушение конструкции вертолета в полете. От неуравновешенных сил и нарушения связи с главным редуктором от вертолета отделился промежуточный редуктор. Далее отделились правая, а затем левая панели двигателей, затем хвостовой редуктор с хвостовым винтом и концевой балкой. В это же время от вертолета отделилась потолочная панель грузовой кабины, на которой крепятся главный редуктор и оба двигателя. Двигатели и главный редуктор улетели по направлению полета вперед на 210 м от места падения фюзеляжа. Лопасти несущего винта разлетелись в разные стороны на расстояние до 1 км. Оставшиеся части фюзеляжа с экипажем и пассажирами упали на остров на реке Лена и подверглись дальнейшему разрушению. От срабатывания ракетницы возник пожар. ВС полностью сгорело.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы явилось усталостное разрушение рычага поворота лопасти №4 несущего винта, что привело к разбалансировке несущей системы вертолета, соударению лопасти с хвостовой балкой и последующему разрушению конструкции вертолета в полете.
Усталостное разрушение рычага поворота лопасти №4 несущего винта явилось следствием исчерпания его долговечности в течение нескольких полетов в условиях воздействия повышенных (примерно в 2-3 раза выше расчетных) нагрузок на лопасти несущего винта из-за длительного (в течение 12 часов) их пребывания на срывных режимах в результате превышения ограничений по полетной массе, установленного РЛЭ.
Превышение ограничений по взлетной массе обусловлено сочетанием следующих факторов:
1) отсутствие в формуляре вертолета данных о массе дополнительно установленного оборудования, а также отсутствие в РЛЭ сведений о массе бортового технического имущества;
2) неудовлетворительная организация перелета группы вертолетов и доставки технического имущества по маршруту Кременчуг - Тилички;
3) отсутствие должного контроля со стороны экипажа за загрузкой вертолета.
Авиационному происшествию способствовало отсутствие естественных и искусственных признаков приближения лопастей несущего винта к режиму срыва потока, что не позволило экипажу обнаружить и предотвратить возможность длительного полета в этих условиях.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|