Экипаж выполнял санитарный рейс по перевозке страдающей психическим расстройством больной с метеостанции Прохоркино (район пос. Октябрьский) на вертолетную площадку "Колтогорский причал-9 км" (северо-западнее г. Стрежевой) с промежуточной посадкой на п.п. Александровское. Во время горизонтального полета в простых метеоусловиях на истинной высоте 130 над заснеженной поймой реки Обь из Прохоркино в Александровское произошел отказ в системе поперечного управления вертолетом, который перешел в снижение с увеличением крена и разворотом и столкнулся с землей 42 км юго-восточнее села Александровское (60°08’СШ, 78°22’ВД). Второй пилот и бортмеханик погибли, командир вертолета, больная и сопровождающие ее сотрудник полиции и фельдшер получили тяжелые ранения. При столкновении с землей возник пожар, вертолет сгорел.
Расследованием установлено, что через 24 минуты после взлета, при выполнении прямолинейного горизонтального полета (управлял второй пилот), произошел самопроизвольный рывок по крену вправо до 13,3°. На вопрос КВС о причинах создания крена, второй пилот ответил, что управляющих действий не производил. КВС взял управление на себя. При исправлении крена КВС почувствовал утяжеление усилий на ручке циклического шага. Определив неисправность в системе поперечного управления вертолетом, он принял решение о вынужденной посадке. В этот момент произошло повторное самопроизвольное кренение ВС вправо до 30° и кабрирование до 9°. Далее вертолет самопроизвольно начал разворачиваться в правую сторону с креном более 70° с уменьшением угла тангажа, переходом на пикирование с углом более 70° и потерей высоты. КВС пытался выровнять ВС и снизить вертикальную скорость снижения. Для уменьшения правого крена КВС дал левую педаль вперед, что привело к появлению правого скольжения, выводу вертолета из правого крена и появлению левого крена до 30°. Вертолет с левым креном около 30°, с углом тангажа на пикирование около 16° и большой поступательной скоростью (около 210 км/ч), ломая деревья, столкнулся с землей. После удара о землю ВС подбросило вверх. Далее вертолет правым бортом столкнулся с березой толщиной около 25 см, развернулся влево и опрокинулся на правый борт.
Авиационное происшествие произошло на равнинной, заболоченной местности со снежным покровом до 50 см, среди редколесья с высотой деревьев до 15-20 м.
При осмотре гидроусилителя КАУ-30Б поперечного управления обнаружено отсутствие болта КАУ30Б-022. Указанный болт является передающим звеном от ручки управления на управляющий золотник КАУ-30Б поперечного управления и его отсутствие означает, что в системе поперечного управления произошло рассоединение и вертолет стал неуправляем по крену. После рассоединения поперечного управления осталось постоянное управляющее воздействие, кренящее вертолет вправо.
Болт и элементы его пакета и крепежа на месте происшествия обнаружить не удалось. В связи с этим однозначно установить причину выхода болта со штатного места в полете не представляется возможным. Болт КАУ30Б-022 является элементом конструкции комбинированного агрегата управления КАУ-30Б. Входит в сборочную единицу КАУ30Б-500, которая в эксплуатации не обслуживается.
Наработка КАУ-30Б после последнего ремонта составляет 191 час (болт КАУ30Б-022 при капитальном ремонте не заменялся, так как соответствовал техническим требованиям по микрообмеру, визуальному и магнитному контролю).
|