8 января 1936 г пилот I класса 21 транспортного отряда САТУ ГВФ Лепиксон вылетел из Ташкента в Сталинабад с командиром 23 авиаотряда САТУ ГВФ Логиновым и пассажиром – начальником ЭТО, главным инженером САТУ ГВФ Яновским, для расследования катастрофы самолета П-5 Л-1571 пилота 23 авиаотряда Троицкого, произошедшей на а/д Хорог.
9 января они вылетели из Сталинабада в Хорог. Командир отряда Логинов находился на борту, как знающий даннуютрассу. В полете до Хорога самолет вел пилот Лепиксон самостоятельно. Логинов дал ему две поправки по срезу трассы. По прибытии в Хорог, на вопрос Яновского об усвоении трассы Лепиксоном Логинов ответил, что трассу пилот усвоил вполне удовлетворительно. После оформления катастрофы Троицкого Яновский принял решение взять труп Троицкого для похорон в Сталинабаде и вылетать без командира 23 отряда Логинова, который решил остаться для ремонта и перегонки аварийного самолета П-5 Л-1920.
В 15:40 местного времени Лепиксон и Яновский вылетели из Хорога в Сталинабад с запасом светлого времени 20 минут (заход солнца в 18:20, расчетная продолжительность полета 2 часа 20 минут). Запас горючего превышал потребность на 75%. Погода была хорошая, горы открыты.
Первые 20-25 минут, согласно показаниям Яновского, пилот вел самолет по трассе на Калай-Хумб вдоль реки Пяндж уверенно. Приблизительно через 55 минут после вылета самолет вышел на какую-то долину. После этого пилот стал очень часто поворачиваться, оглядывать местность и сличая ее с картой. До этого он этого не делал. Долина, которой пролетал самолет, была Яновскому незнакома. Пилот обнаружил, что заблудился и потерял ориентировку, развернулся и пошел в обратном направлении. Обогнув долину и выйдя снова на реку, по которой они летели к этой долине, далее они летели по реке около 1 часа. Примерно через 2 часа 20 минут после вылета из Хорога Яновский заметил какой-то населенный пункт, похожий на Хорог. Очевидно пилот также принял его за Хорог, так как убрал газ и начал планировать. Снизившись до 2500 м, они увидели, что это не Хорог. Пилот дал газ и вел самолет по прямой еще около 20 минут. При этом он страшно нервничал и вел самолет очень неровно, рассматривая карту и сличая ее с местностью. Когда солнце зашло и начало темнеть, пилот и пассажир заметили внизу яркий свет и реку. Пилот, убрав газ над этим местом, начал планировать по кругу справа налево. Снижаясь, Лепиксон дал газ, сделал еще круг над этим местом (кишлаком Доштак) и склоном горы, на которой была площадка, и пошел на посадку. По заявлению Яновского, во время полета по кругу и посадки внизу были хорошо видны деревья, кишлак и одинт огонь на пограничной заставе Доштак Калай-Хумбской комендатуры Таджикской ССР. Место, избранное для посадки, для Яновского было незнакомо. По показаниям пограничников, самолет вышел к заставе со стороны Афганистана. После ознакомления с намеченным местом посадки пилот, убрав газ, пошел на посадку на склон горы с уклоном 35-40°. Самолет, нормально приземлившись, прошел вверх по склону горы около 53 м, где, остановившись, начал скользить обратно вниз по склону, ломая о камни хвостовое оперение. Пилот выпрыгнул из движущегося самолета, упал и его голова была прижата колесом шасси к камню и раздроблена. Труп пилота был обнаружен ниже лужи крови на 15 шагов, а ниже еще на 20 шагов самолет остановился, упершись обломками фюзеляжа, разрушенного до задней кабины, в камни. Лужа крови находилась в 120 шагах ниже места остановки самолета после посадки. Мотор, винт, центроплан и верхние плоскости самолета не повреждены. Пассажир Яновский невредим. Катастрофа произошла в 18:50 местного времени.
Трупы Лепиксона и Троицкого доставлены в Калай-Хумб и похоронены.
|