|
|
|
Катастрофа К-5 ЗСУ ГВФ в районе Кургана |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 20 мая 1936 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Челябинская область, Курганский район, 1 км от а/п Курган
Тип ВС: К-5
Регистрация ВС: СССР-Л599
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Западно-Сибирское управление ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 8 транспортного отряда ЗСУ ГВФ выполнял рейсовый полет из Новосибирска в Свердловск. В 14:45 самолет благополучно дошел до Кургана. Пройдя на высоте около 200 м над аэродромом, пилот стал делать заход на посадку с левым кругом. Сделав первый левый разворот на 90°, самолет резко перешел в крутой угол планирования до 30° и, не выходя из этого положения, упал в реку Тобол в 1 км от а/п Курган. Пилот, бортмеханик и служебный пассажир (редактор газеты политотдела ЗСУ «Крылья Советов») погибли.
Самолет с разрушенной носовой частью был вытащен на берег.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
К-5 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л599 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1934 |
Заводской номер ВС |
95 |
Наработка ВС (часы) |
692 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
05851 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Западно-Сибирское управление ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Новосибирск |
Пункт назначения |
Курган |
Начальный пункт маршрута |
Новосибирск |
Конечный пункт маршрута |
Свердловск (Кольцово) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Расследованием установлено, что к моменту катастрофы самолет имел загрузку: 300 кг горючего, 34 кг масла, 60 кг служебного багажа (чехлы и ящик с запчастями), экипаж 160 кг и пассажир 80 кг. Такая загрузка не предусмотрена ни одним из вариантов схемы загрузки самолета К-5. Произведенный в НИИ ГВФ расчет установил, что центровка с такой загрузкой была крайне передней (27% от максимальной хорды, что соответствует 23% САХ). Полеты в этом случае не разрешаются, так как самолет в случае остановки мотора переходит в пикирующее положение, из которого может не выходить.
Очевидцы катастрофы не могут показать, работал ли мотор при планировании или нет. Таким образом, вывод о причинах катастрофы может быть только предположительным.
Основной причиной катастрофы начальник управления считает потерю управляемости самолетом в режиме планирования под углом 14-19° на повышенной скорости около 180-190 км/ч при положительном угле атаки стабилизатора.
Заключение Главной инспекции ГВФ:
Непосредственной причиной катастрофы является удар самолета о воду в положении крутого планирования. Установить причину перехода в ненормальный режим крутого планирования (под углом около 30°) и причину невыхода из этого режима ввиду отсутствия точных показаний очевидцев установить не представилось возможным. Одной из возможных причин перехода самолета в крутое планирование могла послужить остановка мотора (в результате выработки бензина в одном из баков, на котором работал мотор) и последующее решение пилота крутым планированием поддержать вращение винта для запуска мотора (почти все очевидцы показали, что мотор работал на малых оборотах, однако, учитывая отсутствие у них авиационной квалификации, это можно понимать, как медленное вращение винта).
При работающем моторе пилот, учитывая его значительный летный опыт, попытался бы вывести самолет из крутого планирования с помощью мотора – дачей полного газа.
Основными причинами катастрофы, предположительно, являются:
а) неправильная загрузка самолета, могущая привести к потере продольной управляемости самолета при переходе последнего в режим крутого планирования;
б) неожиданная остановка мотора при заходе на посадку вследствие выработки бензина в баке, на котором работал мотор;
в) незнание летным составом основных аэродинамических характеристик самолета К-5, чем можно объяснить как полет с недопустимой загрузкой (центровкой), так и возможный преднамеренный перевод самолета в крутое планирование (например, для запуска мотора);
г) ошибка в технике пилотирования и в летной эксплуатации самолета (несвоевременное переключение бензобаков и перевод самолета в крутое планирование, как результат незнания аэродинамических данных самолета.
При изучении причин катастрофы выяснилось, что НИИ ГВФ не даны исчерпывающие материалы по практической аэродинамике самолета К-5. Например, в материалах испытания К-5 совершенно не отображены летные данные самолета при различной загрузке.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|