|
|
|
Катастрофа СП Азово-Черноморского Кавказского упрвления ГВФ в совхозе Азов |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 22 июля 1936 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Днепропетровская область, совхоз Азов Люксембургского района
Тип ВС: СП
Регистрация ВС: СССР-Л2030
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Азово-Черноморское Кавказское управление ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 218 отряда спецприменения АЧКУ ГВФ 19 июля 1936 г. вылетел из а/п Ростов-на-Дону с заданием обслужить МТС и совхозы Днепропетровской области Украинской ССР по договору с заводом «Ростсельмаш». На борту находились запчасти для комбайнов, инструменты и два инженера завода.
С 19 по 21 июля самолет совершал ряд полетов с посадками на аэродромах Днепропетровск, Запорожье, ряде посадочных площадок и с подбором у комбайнов в поле. Последняя посадка была произведена 21 июня непосредственно около перевалочного зернового пункта совхоза Азов Люксембургского района (60 км от г. Мариуполь). Посадку пилот произвел прямо в бурьян на место свалки железного лома вблизи зернового склада. Самолет после посадки остановился в 10 м от автозерновых весов и в 50-60 м от склада. Пилот на замечание сержанта госбезопасности, что садиться просто в бурьян нельзя, ответил, что он «может сесть на крышу дома, если она плоская».
За ужином инженеры выпили 1-1,5 бутылки весьма слабого вина местного изготовления. Пилот выпил одну рюмку, после чего около полуночи они пошли спать в дом кладовщика совхоза.
Утром, отправившись к самолету, пилот приступил к его подготовке к полету. Запустив мотор, он порулил по бурьяну за впереди идущим инженером. После 100 м рулежки пилот, развернув самолет за хвост и усадив пассажиров, разместив груз таким образом, что в третьем отсеке находился бензиновый бак, запчасти для комбайнов и бортовая сумка с инструментами, произвел взлет.
Во время пробега самолет подпрыгивал по неровному полю и через 60 м оторвался от земли в 5 м от посевов сорго. Пилот прижал машину и, проделав легкую горку на проводами железной дороги, произвел один разворот. Пройдя около 1 км по прямой, пилот сделал разворот вдоль улицы зерносовхоза и лёг в вираж над домом, где они ночевали. Крен при развороте достигал 60°. С виража самолет сорвался и ударился с левым креном в дерево мотором, левым крылом в основание стены дома №16 центральной усадьбы совхоза и стабилизатором в соломенную крышу дома. В результате произошел пожар, последовал взрыв баков (кроме находившегося в третьем отсеке запасного бензобака). Пилот при ударе погиб. Старший инженер завода получил травмы, был охвачен огнем и сгорел. Второй инженер отстегнулся и бросился спасать старшего инженера, но сам был охвачен пламенем и получил ожоги открытых частей тела (лица и кистей рук). Самолет и дом сгорели.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
2 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
СП |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л2030 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1936 |
Заводской номер ВС |
8083 |
Наработка ВС (часы) |
203 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
16454 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Азово-Черноморское Кавказское управление ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственный виновник катастрофы – пилот, производивший посадку на непригодную площадку, а после взлета производивший глубокий вираж на груженной машине с полными баками и двумя пассажирами на высоте 50-60 м.
Косвенными виновниками катастрофы являются:
- командир 218 отряда, допустивший неподготовленного пилота к выполнению ответственной работы по полету в районах с пассажирами;
- начальник АЧКУ ГВФ, разрешивший командиру 218 отряда назначить к выполнению договорных полетов с заводом «Ростсельмаш» пилота 4-го класса, не имевшего права производить полетов с пассажирами в усложненных условиях;
- старший инженер завода, считавший себя авторитетом в авиационных вопросах и давивший на волю пилота садиться ближе к комбайнам и ссыпкам хлеба, а также имевший тенденцию предлагать пилоту делать прощальный круг после взлета.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|