Экипаж «Дерулюфта» в составе пилота и бортмеханика выполнял на самолете АНТ-9 D-311 пассажирский рейс Кёнигсберг – Москва с посадкой в Великих Луках. В Кёнигсберге на борт сели два пассажира – граждане Японии, в Великих Луках – еще пять пассажиров (все граждане СССР). В 16:26 самолет вылетел в Москву. Во время полета самолет поддерживал двухстороннюю связь с землей. После Ржева, ввиду захода солнца, полет производился в ночных условиях. При этом метеосводка и прогноз, в основном, совпадали с действительным состоянием погоды. По донесениям экипажа, полет производился на низкой высоте. Так в 18:11, проходя рубеж Княжьей Горы, экипаж сообщил высоту полета 200 м. В 18:33 экипаж передал по радио о проходе Волоколамска на высоте 200 м. Свидетельскими показаниями установлено, что при полете над Волоколамском самолет летел несколько ниже, примерно на высоте 150 м. Перед сообщением о проходе Волоколамска бортмеханик искал выхода на луч Быковского радиомаяка, запрашивая, работает ли последний. На его неоднократные запросы, после проверки действительности работы, несколько раз передавались подтверждения, что маяк работает.
Из записей радиожурнала следует, что до момента катастрофы самолет не успел настроиться на Быковский радиомаяк.
Через несколько минут после пролета Волоколамска, на расстоянии около 17 км от последнего, дежурный по Данилковскому сельсовету сообщил в Волоколамск, что через деревню Данилково около 18:30 прошел большой самолет, издавая громкий шум моторов на чрезвычайно небольшой высоте. Моменты передачи самолетом высоты 200 м и наблюдение из Данилково почти совпадали, что заставляет считать, что самолет фактически шёл на меньшей высоте, чем было донесено экипажем.
Через 27 км после пролета Волоколамска самолет в 18:38 потерпел катастрофу в лесу в районе деревни Немирово Рузского района Московской области. Место катастрофы представляет собой самую возвышенную точку по трассе полета между Волоколамском и Быково. Превышение Немирово над уровнем а/п Быково 120 м, а, считая высоту леса 20 м – около 140 м. Пролетев над склоном холмов, покрытых небольшим лесом и пройдя над небольшой поляной, отделяющей первую группу леса от основного массива, на высоте около 180 м, самолет стал цеплять за самые верхушки лесного массива, быстро углубляясь в лес. Поверхность земли по направлению полета постепенно повышалась. Лес, по мере удаления от опушки, становился выше и крупнее. Самолет прорубил верхушки леса на расстоянии 230 м, при этом разрушаясь. Через 230 м самолет ударился о три больших дерева, вырвав их с корнем, и столкнулся с землей. Перевернувшись после удара о землю на спину фюзеляжа, самолет окончательно разрушился. Все три мотора оторвались и были разбросаны в разных местах. Произошел взрыв и возник пожар. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли. Самолет сгорел.
По характеру катастрофы следует, что пилот, ощутив столкновение с лесом, не выключил моторов и продолжал полет, пытаясь вырвать самолет на себя, о чем, в частности, свидетельствуют положение рук убитого пилота, последовательность разрушения самолета (с хвостового оперения) и характер повреждения деревьев. Однако ввиду быстрого разрушения хвостового оперения эта попытка не удалась.
Ввиду временного перевода аэропорта Москва в Быково, пеленг, установленный в Быково, фактически не может работать и вождение по нему самолетов «Дерулюфта» прекращено. Самопеленгирование самолетов «Дерулюфта» по лучу Быковского радиомаяка представляет значительные трудности и самолеты «Дерулюфта», теряя направление по Великим Лукам у Ржева при ночных полетах, только в районе Княжьих Гор или даже Волоколамска ловят с большим трудом Быковский радиомаяк. Несомненно такое положение осложняет полет и снижает уверенность пилотов при совершении ночного полета по приборам при плохой видимости.
Волоколамский светомаяк не работал из-за отсутствия горючего, которое своевременно не прибыло из Москвы. Румянцевский светомаяк был закрыт. Таким образом, между действующими светомаяками 6 ноября образовался разрыв до 100 км, что представляло осложнение для полета и является абсолютно недопустимым. Если бы Волоколамский световой маяк, расположенный в 19 км южнее от Волоколамска, работал, пилот бы прошел южнее города и, скорее всего, обошел бы Немировские высоты с юга.
Пилот самолета являлся одним из опытных и квалифицированных летчиков, хорошо владел слепым полетом и за 4 года полетов по трассе «Дерулюфта» отлично изучил её. За последний период уверенность пилота в ночном полете по трассе была поколеблена вследствие того, что ему трижды не удавалось в обстановке слепого полета ночью выходить при помощи радиомаяка на Быково.
|