|
|
|
Катастрофа ТВС-2МС Нарьян-Марского ОАО в Нарьян-Маре |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 19 декабря 2017 г.
Время: 10:27
Страна: Россия
Место происшествия: а/п Нарьян-Мар
Тип ВС: ТВС-2МС
Регистрация ВС: RA-01460
Авиакомпания: Нарьян-Марский объединенный авиаотряд
Рейс: 9280
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж самолета ТВС-2МС (Ан-2, переоборудованный на турбовинтовой двигатель) выполнял рейс №9280 Нарьян-Мар - Харута. На борту находились экипаж в составе КВС и КВС-инструктора, выполнявшего обязанности второго пилота, 10 взрослых пассажиров и 1 ребенок. Взлет производился с ГВПП-21 с курсом 209° на лыжном шасси, днем при следующих метеоусловиях: ветер 210° 7 м/с, видимость 5000 м, слабый ливневый снег, поземок, значительная кучево-дождевая облачность высотой 330 м, сплошная облачность высотой 650 м, температура воздуха -3°С.
Сразу после взлета в 10:26, в процессе первоначального набора высоты произошло энергичное увеличение угла тангажа на кабрирование, сопровождаемое потерей скорости, с последующим кренением самолета вправо. На высоте 30-40 м, самолет перешел в правый разворот со снижением. Развернувшись примерно на 270° относительно курса взлета, он с МК=141° столкнулся с землей на заснеженном поле на территории аэропорта (на удалении 1660 м от КТА с азимутом 234°, правее ГВПП-21) и разрушился. Пожара не было. Одна пассажирка погибла в момент катастрофы. Остальные пассажиры и члены экипажа получили тяжелые ранения. Ребенок 4-х лет и взрослый пассажир скончались в больнице в день происшествия. 10 января 2018 г. еще один пассажир скончался в Архангельской областной клинической больнице.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
0 |
Пассажиры |
11 |
4 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
ведется расследование |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
ТВС-2МС |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-01460 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
21.09.1988 /22.01.2016 |
Заводской номер ВС |
1G231-51 / 1Р012 |
Наработка ВС (часы) |
351 |
Наработка ВС (циклы) |
428 |
Силовая установка |
Р103056С |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
9280 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Нарьян-Мар |
Пункт назначения |
Харута |
Начальный пункт маршрута |
Нарьян-Мар |
Конечный пункт маршрута |
Харута |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
После переоборудования в ТВС-2МС в январе 2016 г самолет налетал 351 час 17 минут.
Согласно сводно-загрузочной ведомости на борту находилось 63 кг почты и 157 кг багажа. Взлетная масса составляла 5469 кг, что не выходило за ограничения РЛЭ (5500 кг). Комиссией установлено, что фактически перед вылетом на борту находилось 80 кг почты и 247 кг багажа. Таким образом, взлетная масса составляла 5542 кг, что на 42 кг превышало допустимую (на исход полета данное незначительное превышение не повлияло). По расчетам комиссии, значение центровки при расчете по центровочному графику из РЛЭ составило не менее 32.5% САХ, по моментам - не менее 34% САХ. Установленное РЛЭ эксплуатационное ограничение центровки самолета ТВС-2МС составляет 29,5% САХ. Таким образом, при вылете самолета центровка превышала предельно допустимую заднюю. Если для расчета центровки использовать имевшиеся у экипажа данные из сводно-загрузочной ведомости, то она составит около 32% САХ, что также превышает эксплуатационное ограничение. При этом комиссией выявлено, что расчет центровки по представленному в РЛЭ графику занижает центровку в среднем на 2% по сравнению со значением при расчете по представленной разработчиком формуле моментов. Также установлено, что при наличии на борту максимально разрешенной загрузки пассажиров (12 чел) без багажа центровка составит не менее 31% САХ, а любое количество багажа приведет к еще большему ее увеличению. Актом приемо-сдаточных испытаний самолета установлена предельная задняя центровка 33% САХ, не соответствующая ограничению, указанному в РЛЭ и Аттестате летной годности (29.5% САХ). Полеты производились на основании данных о предельно задней центровке из Акта приемо-сдаточных испытаний ВС. У комиссии нет данных, что до момента АП авиакомпания и разработчик ВС пытались как-то прояснить указанное противоречие.
В РПП авиакомпании самолеты Ан-2 и ТВС-2МС признаны одним типом. Летный состав с Ан-2 допускается к полетам на ТВС-2МС. С учетом принципиальных отличий в силовой установке, включая тип двигателя, направление вращения воздушного винта и влияние тяги (обдувки) на аэродинамические характеристики, представляется комиссии недостаточно обоснованным.
Экипаж производил взлет с закрылками, отклоненными на 20°, на взлетном режиме работы двигателя. Информация об особенностях взлета с максимальной взлетной массой и предельно задней центровкой в РЛЭ отсутствовала, хотя в Отчете о летных испытаниях особенности были указаны. По предположению комиссии, из-за неправильной (не в ту сторону, как на Ан-2) установки триммера руля направления перед взлетом после взлета началось развитие правого крена. Пытаясь снять усилия в продольном канале триммером руля высоты, пилот убрал правую руку со штурвала, что привело к уменьшению отклонения штурвальной колонки «от себя. Началось существенное увеличение угла атаки. Вследствие этого самолет стал терять скорость. Для парирования правого крена пилот произвел корректирующие действия штурвалом. Вероятно, сваливание произошло при уменьшении экипажем режима работы двигателя. Дальнейшее полное отклонение штурвала «от себя» было запоздалым. Так как правый крен начал снова расти, экипаж отклонил штурвал влево. Отклонение элеронов на данных малых скоростях приводит к резкому сваливанию на правое крыло. Управлять по крену на малых скоростях можно только при помощи педалей, но этих действий экипаж не предпринял. Также не было изменено положение закрылков. Дважды кратковременно уменьшался режим работы двигателя.
На основании проведенного анализа комиссия делает вывод о недостаточности объема и о низком качестве проведённых работ по определению характеристик сваливания, устойчивости и управляемости, летно-технических и взлетно-посадочных характеристик самолета ТВС-2МС, а также о недостаточной обоснованности ограничений по предельно задней центровке, изложенных в РЛЭ и Решении о расширении эксплуатационного диапазона центровки самолета ТВС-2МС. Комиссия также отмечает, что данный конкретный экземпляр ВС не соответствовал аттестованной конструкции, таким образом, являясь ЕЭВС, на которых коммерческая перевозка пассажиров не допускается.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Катастрофа самолета ТВС-2МС RA-01640 произошла днем, в визуальных метеоусловиях, в результате его выхода на закритические углы атаки и режим сваливания на истинной высоте около 60 м на этапе набора высоты после взлета с центровкой не менее 34 % САХ, что значительно превышает ограничение РЛЭ по величине предельно задней центровки (29.5% САХ). |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|