|
|
|
Катастрофа Сталь-3 Украинского управленя ГВФ в районе Киева |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 29 декабря 1937 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Киевская область, южнее а/д Киев (Бровары)
Тип ВС: Сталь-3
Регистрация ВС: СССР-Л1228
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское управление ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 16 отряда Украинского управления ГВФ выполнил рейсовый полет по маршруту Днепропетровск – Киев и в 11:30 произвел посадку на а/д Киев. В полете им выявлены незначительные отклонения в показаниях авиагоризонта и временный отказ указателя скорости, у которого, как выяснилось после полета, не был включен от аккумулятора электроподогрев на трубку Пито. Подошедшему к самолету технику по приборам пилот сказал только про неисправность указателя скорости, но не сказал про авиагоризонт. Техник обнаружил отключенный электроподогрев трубки Пито и показал пилоту, как им пользоваться.
Когда пилот вышел из самолета, к нему подошел старший инженер отряда и, расспросив о работе мотора, предложил ему готовиться на контрольный полет для продления удостоверения о годности самолета. Пилот доложил, что мотор работает хорошо и, может быть, можно не лететь на испытания, но ст. инженер отряда подтвердил необходимость контрольного полета.
Пилот попросил ст. инженера дать двух техников для создания задней центровки, но тот ответил, что полетит сам. Пилот направился к зданию аэровокзала за разрешением на полет от дежурного по аэропорту, но старший инженер остановил его, сказав, что дежурный по аэропорту в курсе предстоящего полета. Пилот и ст. инженер отряда сели в пилотскую кабину (ст. инженер занял правое сиденье). Кроме того, с разрешения ст. инженера в самолет сели еще 4 человека. Пилот, открыв дверь пилотской кабины, предложил всем выйти, но ст. инженер сказал ему, что пусть сидят. После этого один человек вышел, на его место вошли двое рабочих аэропорта.
После взлета самолет набрал около 100 м высоты, сделал первый разворот и пошел по прямоугольному маршруту в зоне аэродрома. Всего было сделано пять разворотов, которые пилот выполнял по «пионеру» и указателю скорости, не уделяя внимания вариометру и авиагоризонту. На прямой после пятого разворота пилот заметил отказ указателя скорости и плохую работу авиагоризонта, обратив на это внимание ст. инженера и ориентируя положение самолета по видимым наземным ориентирам, не обращая внимания на показания вариометра.
В дальнейшем, по показаниям пилота, он, вероятно, утратил видимость наземных ориентиров и, не успев сосредоточить внимание на показания приборов, врезался в землю с работающим мотором, в произвольном положении самолета. Старший инженер отряда, авиатехник, моторист и один рабочий погибли. Другой рабочий тяжело ранен. Пилот и другой моторист легко ранены. Катастрофа произошла между селами Бровары, Княжичи и Требухов, южнее а/д Киев (Бровары).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
0 |
Пассажиры |
6 |
4 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
полет по кругу |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Сталь-3 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л1228 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1935 |
Заводской номер ВС |
228 |
Наработка ВС (часы) |
1215 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
9870 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Испытательный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское управление ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Киев (Бровары) |
Пункт назначения |
Киев (Бровары) |
Начальный пункт маршрута |
Киев (Бровары) |
Конечный пункт маршрута |
Киев (Бровары) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Наиболее вероятной основной причиной катастрофы можно считать переход самолета в крутую спираль во время последнего разворота, что произошло следующим образом: из 5-го разворота самолет вышел с набором высоты, потеряв скорость (по показаниям пилота, на прямой после разворота скорость была 170 км/ч, затем упала до 110 км/ч), свалился в правый крен. Пилот, пытаясь исправить создавшееся положение, дал мотору полный газ, не отдав штурвал от себя и не скоординировав правильность управления (передав левую ногу). Тем самым он усугубил положение самолета, создав скольжение с разворотом вправо. Самолет не успел выйти полностью из этого положения и с работающим на полном газу мотором ударился о землю.
Виновники:
а) пилот, который ошибся в технике пилотирования, невнимательно относился к приборам или отказался от пользования ими в полете, лично не проверил фактическую загрузку самолета, а доверился на слово ст. инженеру отряда;
б) Старший инженер отряда, который допустил преступную организацию данного полета, выразившуюся в:
- без разрешения командира отряда, пользуясь его отсутствием в аэропорту, самовольно организовал полет;
- не предупредил дежурного по аэропорту о предстоящем контрольном полете;
- обманул пилота, вернув его по пути к дежурному по аэропорту, в отношении согласования разрешения с дежурным по аэропорту на данный полет;
- допустил посадку на самолет при контрольном полете посторонних лиц, не имеющих на это право.
Сменный инженер, наблюдавший посадку излишних людей на самолет, не обратил внимание ст. инженера отряда на незаконность этого явления.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|