|
|
|
Катастрофа У-2 Уральского аэроклуба Осоавиахима в Уральске |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 14 мая 1938 г.
Время: 11:15
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, Уральская область, г. Уральск
Тип ВС: У-2
Регистрация ВС: СССР-Т210
Авиакомпания: Осоавиахим, Уральский аэроклуб
|
|
|
|
|
Описание |
Начальник летной части Уральского аэроклуба Осоавиахима выполнял учебно-тренировочный полет для проверки техники пилотирования проверяющим – командиром 28 авиаотряда СКУ ГВФ. В 11:15, на высоте 200-250 м, при глубоком развороте, самолет вошел в штопор и из-за недостатка высоты, при выводе из штопора врезался в землю. Оба пилота погибли.
Расследованием установлено: при подготовке самолета к полету выяснилось, что ручка управления в передней кабине не законтрена в своем гнезде, о чем моторист доложил начальнику летной части. Тот, попробовав посадку ручки, не принял никаких мер по устранению дефекта. Ручка в январе месяце вынималась, когда самолет использовался для сброса парашютистов. После этого 4 месяца самолет не летал.
После взлета экипаж набрал высоту 450 м и сделал два мелких виража и несколько глубоких, после чего с горизонтального полета произвел нормальный срыв в штопор, из которого вывел самолет на высоте 100-150 м от земли и взял направление на предполагаемый аэродром аэроклуба, набрав 200-250 м высоты. На этой же высоте самолет прибыл к аэродрому. Не долетая до центрального круга, экипажем был сбавлен газ. Самолет вошел в глубокую спираль. Сделав 1/2…1 виток, он перешел в штопор, в котором сделал 2…2,5 витка, после чего около самой земли, на высоте 30 м, вышел из штопора и в пикирующем состоянии с выключенным мотором врезался в землю.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
полет по кругу |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
У-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Т210 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1937 |
Заводской номер ВС |
9839 |
Наработка ВС (часы) |
36 |
Наработка ВС (циклы) |
162 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Осоавиахим, Уральский аэроклуб |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Проверяющий допустил ряд грубых нарушений, позволив начальнику летной части аэроклуба пилотаж на низкой высоте, штопор до высоты 100-150 м, полет на высоте 200 м над аэродромом и глубокую спираль на высоте 200-250 м над центральным кругом аэродрома, не зная проверяемого, передоверив ему технику пилотирования и поздно вмешавшись в управление.
Предположительно, у начальника летной части аэроклуба в передней кабине в момент глубокой спирали выпала ручка управления и самолет перешел в штопор на низкой высоте.
Второе предположение: начальник летной части аэроклуба допустил ошибку в технике пилотирования во время глубокой спирали и перешел в штопор.
Ручка из передней кабины была найдена переломанной впереди кабины. Ручка из второй кабины тоже была поломана, но нижняя ее часть сидела в гнезде.
В обоих случаях, проверяющий мог, своевременно вмешавшись в управление, не допустить штопора на низкой высоте и, второе, соблюдая Наставление по летной службе, не допускать производить пилотаж и полет на низкой высоте.
Наиболее вероятной комиссия считает первую предположительную причину, что незаконтренная ручка выпала из своего гнезда, так как срыва в штопор из-за ошибки в технике пилотирования у пилота с налетом 1300 ч (большая часть на У-2) быть не может. Во время выполнения виражей незаконтренная ручка могла расшататься и выйти из своего гнезда.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение комиссии: основной причиной катастрофы является нарушение летной инструкции и вылет на неисправной материальной части.
Заключение Главной инспекции ГВФ:
Причинами катастрофы являются:
а) отсутствие дисциплины в Уральском аэроклубе Осоавиахима. Самолет выпущен в воздух в неисправном состоянии и с просроченным удостоверением (срок действия истёк 01.04.1938 г);
б) Отсутствие контроля за полетом по проверке техники пилотирования со стороны начальника штаба Уральского аэроклуба, которому было указана начальником школы быть руководителем в проверке техники пилотирования, вследствие чего в оздух был выпущен неисправный самолет;
в) нарушение командиром 28 авиаотряда СКУ ГВФ Наставления по летной службе, допустившем производство глубоких разворотов проверяемым на высоте 200-250 м;
г) ошибка в технике пилотирования проверяемого начальника летной части аэроклуба, не исправленная своевременно проверяющим;
д) назначение начальником летной школы Осоавиахима г.Уральска авиационно-безграмотного человека.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|