Экипаж самолета ПР-5 треста «Ворошиловнефть» выполнял задание по перевозке служебных пассажиров – управляющего трестом Саакова и инженера треста в Термез. Самолет с 17 по 19 декабря был задержан в Самарканде из-за нелетной погоды по трассе. В ожидании полета служебные пассажиры требовали от пилота и начальника а/п Самарканд выпустить самолет в рейс. Не имея возможности выпустить самолет, начальник аэропорта 18 декабря предложил пассажирам выехать в Термез поездом, на что те согласились и получили от него требование на внеочередную выдачу железнодорожных билетов. Однако, ввиду отсутствия поездов, пассажиры снова в тот же день вернулись обратно в аэропорт.
19 декабря, когда погода по трассе все еще была нелетной, пассажиры вновь настаивали на вылете, обвиняли пилота, что он не хочет летать, боится летать и т.д. А управляющий трестом показал пилоту радиограмму о необходимости быть в Термезе. Подобные настаивания пассажиров вынудили пилота «прятаться» от них и обратиться к старшему метеорологу а/п Самарканд с просьбой объяснить пассажирам невозможность вылета, что последним и было сделано, однако и здесь пассажиры говорили о возможности полета при высоте облачности 100 и.
20 декабря пилот получил метеосводку, в которой из шести метеопунктов по трассе имелись данные о погоде четырех пунктов (не было Кирки и Байсуна – особенно важного пункта для определения возможности полета). Остальные пункты: Карши, Китаб, Термез – имели видимость от 200 до 1000 м, высоту облачности от 50 до 2000 м. Прогноз погоды, указанный в метеосводке, говорил о надвигающемся тумане с видимостью 500-1000 м в Китабе и ухудшении видимости в Термезе из-за снегопада.
Начальник а/п Самарканд разрешил вылет и в 06:10 мск пилот вылетел в рейс, взяв курс на Байсун. Полет от Самарканда проходил над облачностью, но вершины гор были видны. При пролете Байсуна город был закрыт туманом (видимость 200-300 м), горы закрыты облаками. Спустя 15-17 минут полета после Байсуна самолет вошел в сплошную облачность. Пилот, рассчитывая, что находится в районе Ширабада, и боясь при продолжении полета перелететь государственную границу, пошел на снижение и в 07:55 мск на полной скорости налетел на западный склон безымянной горы в 20 км юго-юго-западнее Байсуна (110 км от а/п Термез) с уклоном около 70° на высоте 900 м. По склону треугольником спускается большой плоский каменный массив с несколькими уступами высотой 0,35 – 0,5 м, в один из которых самолет ударился шасси, после чего взлетел круто вверх и пролетел 25 м до следующего уступа, где сбил шасси и проскользил на фюзеляже вверх по склону около 50 м, разрушаясь. Ударившись мотором в большой камень, самолет свалился вправо с каменного массива на 0,5 м. Пилот был выброшен из самолета на месте второго удара, где было снесено шасси, и получил перелом ноги. Инженер треста умер через 13 часов от кровоизлияния в мозг вследствие удара головой. Управляющий трестом и бортмеханик получили ушибы. Бортмеханик, наименее пострадавший, ушел с места катастрофы и вышел к пастухам. 23 декабря оставшиеся у самолета пострадавшие вывезены и доставлены в больницу Термеза.
|